HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Армен Аракелян

Когда охотится ... золотая рыбка

Считанные дни остались до этапа выдвижения кандидатов на пост президента Армении, выборы которого пройдут в феврале будущего года, однако политическое поле, за исключением властных сил, пока не сориентировался в вопросе формата участия в выборах.  

Даже партия "Процветающая Армения", получившая после Республиканской партии больше всех голосов на парламентских выборах, и ее лидер продолжают сохранять неопределенность в этом вопросе, что является нонсенсом. Любая политическая сила, считающая себя апологетом демократических ценностей, давно должна была уточнить для себя этот вопрос по той простой причине, что вопрос выдвиждения кандидата руководствующая демократическими ценностями сила решает не только и не столько с учетом желаний партийных рядов и раскладом сил в политическом поле, сколько с учетом общественного спроса. А это невозможно без установления откровенного диалога с обществом.

То есть в естественной среде у ППА не должно было быть сомнений и проблемы маневрирования. Потому что если за основу берется общественный ресурс, то это избавляет от соблазна вступить в какие-либо закулисные сделки. В противном случае данная политическая сила либо не пользуется доверием общества, благодаря которому сформировала в парламенте вторую по величине фракцию и ссылаясь на который несколько месяцев назад заявила, что официально объявленные результаты парламентских выборов не отражают реальную картину общественного доверия к политическим силам, либо она идет не на выборы, а на биржу для заключения сделки. При этом указанные варианты дополняют друг друга, так как только при наличии иллюзии общественной поддержки стремящаяся к власти сила может думать об участии в подобных сделках, поскольку в контексте формирования новой власти только это может гарантировать воспроизводство. Следовательно в обоих случаях мы имеем дело с обманом общества и политического поля.   

В этом смысле ППА, признает она этот факт или нет, продолжает действовать в рамках подписанного в 2011 г. коалиционного меморандума. Этим документом ППА обязалась поддержать воспроизводство Сержа Саргсяна. Однако меморандумом не установлено, в каких формах и каким способом это должно быть сделано, а потому "Процветающая Армения" делает это по-своему, предпочитая прибегать к манипуляциям и эксплуатируя при этом ожидания общества. В такой ситуации даже решение выступить с собственным кандидатом, которое будет принято в условиях сохранения до конца неопределенности, не окажет существенного влияния на результаты выборов.

Во-первых, состояния ожидания и неопределенности держит общество и политическое поле в зависимости от искусственного и, по сути, второстепенного вопроса о возможности выдвижения альтернативного кандидата. Единственный вопрос, который на протяжении нескольких месяцев волнует всю страну, это будет Гагик Царукян баллотироваться или нет. При этом не учитывается, является ли естественным выдвижение Царукяна, в какой степени это результат независимо принятого решения, насколько он соответствует образу президента и вообще, чем Царукян отличается от Сержа Саргсяна, Роберта Кочаряна, Левона Тер-Петросяна, остальных потенциальных кандидатов. То есть в самые судьбоносные для страны моменты все общество оказывается в зависимости от искусственно созданной повестки, лишаясь как способности рационально рассуждать, ориентироваться, обосновывать свой выбор, так и своего иммунитета.  

Во-вторых, подобное поведение партии, которая естественным или искусственным путем получила гегемонию в оппозиционном поле, лишает оппозицию возможности думать об альтернативных решениях, реализовать свои мобилизационные ресурсы в более здоровой среде. Конечно, этот ресурс очень невелик, в противном случае вместо того, чтобы ждать решения Царукяна, кто-нибудь из них попытался бы проявить инициативность и даже предпринять шаг к тому, чтобы привести ППА в ее поле. Однако в настоящий момент существенным является не величина этого ресурса, а демонстрация самого по себе здорового поля в качестве небольшого, но хотя бы внушающего доверие очага искренности и истинной политической культуры.  

Между тем отсутствие этого здорового очага или игнорирование его важности политическими силами является причиной того, что все ждут от Царукяна малейших шагов, вплоть до движения бровью. Ситуация до того утратила серьезность, что вопросы о том, находится ли Царукян в стране, в настроении он или нет, вызывают больший резонанс, чем содержание госбюджета 2013 г. или происходящие вокруг Армении региональные и геополитические процессы.

В результате складывается противоречивая ситуация: с одной стороны эти силы обвиняют ППА в стремлени заключить сделку с властью, а с  другой они сами строят свои расчеты в надежде на заключение сделки с Царукяном.  

Это позволяет предположить, что если даже Царукян решит выдвинуть свою кандидатуру, то многие оппозиционные силы, исходя из того же опасения не стать маргинальными, встанут под его знамена, не проанализировав в полной мере, насколько это выдвижение вытекает или противоречит интересам Сержа Саргсяна и властей. Опыт предыдущих выборов показал, что ППА всегда приспосабливалась и, по сути, служила только действующей власти и легитимизации прошедших позорных выборов. Почему то же самое не может произойти сейчас? Ведь это выгодно и Гагику Царукяну, и Сержу Саргсяну. В случае сохранения статуса ППА как второй политической силы они вместе будут продолжать держать все политическое поле в тисках своих манипуляций, а также создадут основу для проявления реальных притязаний ППА на президентских выборах 2018 года. Так что даже если у ППА есть определенные планы относительно прихода к власти, то они связаны с выборами не 2013-го, а 2018-го года. Кроме того, во всех случаях такая бессодержательная альтернатива, как Царукян, Сержу Саргсяну выгоднее, чем идейная оппозиция в лице Тер-Петросяна и АРФ Дашнакцутюн.  

С другой стороны напрашивается вопрос: а что изменится, если Гагик Царукян решит баллотироваться и каким-то чудо победит на выборах Сержа Саргсяна? ППА несет в себе весь генофонд действующей власти. Более того, если РПА хотя бы формально играет в консервативную силу, то ППА вообще лишена какой бы то ни было идеологии.  

Фактически произойдет лишь смена личности президента. И если судить по той внутренней культуре единовластия и отсутствия инакомыслия, которую Царукян сформировал в своей партии, то мы можем оказаться в более плачевном состоянии, чем были когда-либо. То есть то, чего хотят добиться оппозициолнные силы и в частности Армянский национальный конгресс, возлагая надежды на альтернативность ППА, окажется не сменой власти, а передачей власти одной ее частью другой. Таким образом, оппозиция сама себя загнала в тупик, в котором вольно или невольно будет способствовать воспроизводству власти, продолжая оставаться у разбитого корытого, избавиться от которого она надеялась с помощью золотой рыбки под названием "Процветающая Армения". Иными словами, политическое поле уже начало руководствоваться не тем, что плохо и хорошо, а тем, чтобы выбрать из двух зол меньшее.    

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter