
На чью мельницу налил воду Царукян
Гагик Царукян решил не участвовать в президентских выборах. Во всяком случае чисто формально. В свою очередь партия «Процветающая Армения», основываясь на этом решении, заявила, что в предстоящих выборах не будет поддерживать ни одного кандидата.
Такое изменение ситуации не только повлияет на дальнейшие шаги политических сил, желающих участвовать в выборах в том или ином формате, но и в целом на ход и результаты выборов. Конечно, речь идет не том, что если бы Царукян решил выдвинуть свою кандидатуру, то обязательно бы победил. Как мы уже неоднократно отмечали, его участие в двух предыдущих общегосударственных выборах было фоновым и привело к единственному результату – воспроизводству власти. То же самое произошло бы и в том случае, если бы Царукян принял противоположное решение. Просто на этот раз мы не будем иметь даже фарса, даже имитации выборов.
Кроме того, ППА будет действовать подпольно. Невозможно представить, чтобы имеющая такой серьезный электорат политическая сила вообще отошла в сторону и оставалась в статусе наблюдателя или чтобы ей позволили такую роскошь. Если даже Царукян этого захочет, он все равно будет втянут в процесс, потому что ресурс, которым он обладает и опираясь на который пытается в эти месяцы добиться переговорного тактического преимущества перед властью, не может оставить безразличной как ту же власть, так и остальные политические силы. И первое, что можно ожидать в ближайшее время, это начало охоты на данный ресурс. Если у Царукяна есть планы на будущее, то он будет вынужден остаться в игре хотя бы для того, чтобы не потерять этот ресурс и не передать его другим.
Учитывая, что решение Царукяна не выдвигать свою кандидатуру было принято в результате не диалога с общественностью или учета общественного спроса, а оказания властями компроматного давления на него и членов его команды, а также исходя из личных и политических расчетов, то он будет вынужден в завуалированной форме играть в поле властей.
Более того, Царукян уже вольно или невольно играет в этом поле, оставляя на произвол судьбы свой многотысячный электорат, голоса которого будут распылены с одной стороны вследствие распределения между властями и оппозицией, с другой – неявки на выборы многих разочаровавшихся избирателей. А это вытекает исключительно из интересов властей.
Царукян должен был обосновать свое решение не участвовать в выборах, объяснить, чем это было обусловлено и, соответственно, призвать свой электорат поддержать ту или иную силу. Но именно этого Царукян не делает. Неслучайно, в отличие от создавшегося после парламентских выборов аналогичного «поворотного» момента, когда стоял вопрос о том, войдет или не войдет ППА в коалицию, Царукян лично выступил с заявлением только для того, чтобы подчеркнуть, что они хотят занять здоровый «альтернативный» полюс политического поля.
Сейчас напрашивается вопрос: где в сложившейся ситуации будет этот полюс и вообще какова его дальнейшая роль в политической системе Армении? Это станет ясно только из роли ППА в президентских выборах и дальнейших отношений Царукяна с Сержем Саргсяном, когда последний будет переизбран в результате выборов с абсолютно предсказуемым исходом. Сохранит ли Царукян свой нынешний довольно любопытный статус «ни оппозиции, ни власти» для участия в последующих президентских и парламентских выборах, учитывая то, что в следующих выборах Серж Саргсян не будет участвовать и борьба за власть, возможно, приобретет непредсказуемый характер, или с учетом бизнес-интересов состоящих в своей партии мелких и средних олигархов, вновь начнет играть роль прислужника властей? Конечно, не исключено, что он будет одновременно делать и то, и другое.
Но уже сейчас можно констатировать, что подобный исход событий вытекает из интересов олигархических кругов ППА, которым больше не придется играть одновременно на двух струнах и которые застрахуют свой бизнес, оставаясь под контролем властей, что они хотели изначально.
Это вытекает также из интересов Армянского национального конгресса, АРФ Дашнакцутюн и «Наследия» в том смысле, что силы эти избавятся политического влияния Царукяна и, мягко говоря, не очень приятной перспективы поддерживать его. Дело в том, что все указанные политические силы понимают, что с Царукяном или без него, но выборы они проиграют. Причина не только в атмосфере крайнего недоверия, в которой они пытаются строить отношения друг с другом, но и в коллективной неспособности не допускать осуществляющиеся властями избирательные фальсификации и нарушения, что доказала бесплодная деятельность единого штаба на прошедших в мае парламентских выборах.
Единственная задача, которую они смогут решить посредством участия в этих выборах в том или ином формате, состоит в укреплении собственного авторитета, и свою тактику они будут строить с учетом данной цели.
В этом смысле весьма примечателен набирающий силу поток взаимных обвинений между оппозицией и ППА. Царукян должен обвинять АРФД и АНК в том, что они не выразили ему полное доверие, так как это позволит ему оправдать свой выход из игры. В случае с ним будет действовать следующая логика: Царукян не мог выдвинуть свою кандидатуру, поскольку указанные силы достигли за его спиной сепартных договоренностей с властями. Но это элементарное фарисейство, потому что не ППА зависит от этих сил, а последние – от ППА. В свою очередь оппозиционные силы должны обвинять ППА в том, что она оставила их общую борьбу и по отношению к ним повела себя нечестно. Следует, однако, отметить, что в этих обвинениях есть рациональное зерно. Армянский национальный конгресс, например, понес очень тяжелые потери в том смысле, что оказался на грани развала. АРФД из-за инициативы ППА фактически потеряла возможность использовать свою тактику выступления с политической повесткой.
В результате президентские выборы не пройдут по простейшей схеме противостояния власти и оппозиции. Власть будет осуществлять свою хорошую или плохую агитацию, а оппозиция будет занята внутренней крупной и мелкой грызней. Иными словами, мы будем иметь повторение знакомого и уже изрядно надоевшего сценария.
Так что от этого решения Царукяна мир точно не перевернется. Все будет идти своим чередом. Единственной стороной, которая пострадает в результате всего этого, будет .... бедное общество.
Комментарии (22)
Написать комментарий