HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Нарек Алексанян

При реставрации моста в Гарни не был задан вопрос "почему?"

Интервью с теоретиком архитектуры Евой Саркисян 

Ева Саркисян, теоретик архитектуры, соучредитель и председатель Центра по изучению архитектурной среды "РеАрк". 

По инициативе Министерства культуры РА и в рамках одной из программ посольства США отреставрирован известный гарнийский мост 11-13 вв. на реке Азат, который был не только историко-культурным памятником, но и любимой достопримечательностью туристов. Я говорю "был", потому что, по мнению многих, в том числе и авторитетных архитекторов, он утратил свое историческое, художественно-архитектурное и культурное значение и сейчас фактически выполняет лишь одну функцию – обеспечивает перемещение людей с одного берега реки на другой. 

Как Вы назовете эти работы – восстановлением, спасением памятника от разрушения, как заявляет Министерство культуры, или реконструкцией и обезображиванием? Можно ли назвать это реставрацией?   

Реставрация – это профессиональная деятельность, для которой, как и для любой другой архитектурной деятельности, требуется профессиональная подготовленность. В архитектуре, как и в любой другой сфере науки, имеются различные направления, и необязательно, чтобы специалист одного профиля был компетентен в другом. Быть архитектором-проектировщиком еще не значит быть компетентным в создании градостроительных или реставрационных программ.  

То есть в Армении есть реставраторы... 

Конечно. 

В таком случае почему Министерство культуры трижды выносило на обсуждение проект реставрации моста, и в результате реставрация была поручена архитектурной группе, не имеющей опыта реставрационной деятельности? 

Этот вопрос интересует и меня. Почему был выбран этот вариант "реставрации" памятника? Что касается осуществлявшего проект архитектора, то я его не знаю и не могу ставить под сомнение его опыт и подготовленность. 

(Немного отклоняясь от формата интервью, напомним, что речь идет о сумме в 110 тысяч долларов, или около 33 млн драмов, которая в виде гранта была предоставлена посольством США на реставрацию моста, не считая дважды выделенных до этого средств из госбюджета. – Н.А.) 

Были ли вовлечены в этот процесс компетентные специалисты?

Есть научно-методический совет, в котором представлены несколько реставраторов. В их компетентности сомневаться не следует. Здесь напрашивается другой вопрос: на каком основании был выбран именно этот метод реставрации? Ответ на этот вопрос можно, пожалуй, найти в протоколах заседаний научно-методического совета.

Даже невооруженным глазом видно, что после реставрации мост утратил свой основной вид, который являлся главным преимуществом этой историко-культурной ценности. Какую оценку Вы дадите проделанной работе? 

Реставрация, как и любой другой вид человеческой деятельности, является прежде всего философией. Возможно, это прозвучит неожиданно, но перед тем, как осуществить технические и сугубо профессиональные шаги, необходимо поставить ряд вопросов. Например, в чем ценность данного явления или памятника?    

А также функция?

Не только. В данном случае речь идет об абстрактных и философских категориях, каковыми являются идентичность, аутентичность и т.д. При реставрации любого памятника необходимо понять, в чем его ценность, а также важность. Памятник может иметь ценность как архитектурный, художиственный, своеобразный технический артефакт или не иметь ни один из этих признаков, но быть "свидетелем", "участником" какого-либо важного исторического события. В действительности вопрос важности памятника – это глобальный ментальный вопрос, вопрос выбора между ложной, фальшивой и реальной идентичностью. А реставрация сама по себе – технический процесс, который должен быть обеспечен при наличии специального образования и опыта. Это те вопросы, на которые специалисты обычно не обращают внимания, поскольку нашему менталитету не свойственно задавать вопрос "почему?". Этот вопрос растворяется в другом вопросе – "как?".

То есть Минкульт не расценил гарнийский мост как историко-культурную ценность?

Не могу сказать, это можно будет понять только после изучения протоколов заседаний научно-методического совета. Однако, судя по выбору метода реставрации моста, его культурная роль не была учтена, обсуждались лишь технические вопросы.

Комментарии (2)

greta
Սա վերականգնում չէ,ալլ վանդալիզմ, մենք կորցրել ենք փաստորեն հուշարձանը: Պարզապես շատ են ուզում Խոսրովի արգելոցը զվարճալիքի վայրի վերածել, իսկ նոր կամուրջը պետք է երևի , որ մեծ մեքենաներ վրայով անցնեն: իսկ 110 000-ը ծախսելու համար երևի շատ քար ու ավազ էր պետք օգտագործել... Աննա Ալեկսանյանի ագրեսիվության պատճառը չեմ հասկանում,երևի իր համար կամուրջը միայն գետը անցնելու միջոց է, ոչ ավելին...
haykUS
Not only that. They srewed up Haghartsin and made hotel for satana-Katalicos Garegin II. I wish he burn in hell for scewing our churh and destroying our monasteries along with corrupt-evil ministry of culture.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter