
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ВЫСТРЕЛ: ОТКУДА И В КОГО?
Право на национальное самоопределение может иметь только народ, обладающий национально ориентацией.
Почему в своих политических отношениях с другими странами мы не можем быть достойными партнерами? Может быть, по той причине, что многие века подряд были лишены государственности? Однако почему мы были лишены государственности? Может быть, по той причине, что мы – маленькая страна? А почему мы маленькая страна. Может быть потому, что в свое время не смогли быть достойными партнерами? Все – круг замкнулся. Хватит недооценивать самих себя! По моему мнению, нам крайне недоставало четко определенной цели и наше коллективное представление о ней – наша национальная ориентация. А разве не это было самым важным для нашей нации?
Вихрь этих и других подобных мыслей закружил меня, когда я прочитал в российской газете «Завтра» статью «Эхо московских взрывов 1977 года» некоего Олега Кузнецова. В своей тенденциозности и пристрастности она настолько одиозна, что уже содержит в себе убийственный ответ на саму себя. Тем не менее, не скрою, статья причинила мне боль и заставила говорить. Говорить не с автором, а с собою и с вами.
С одной стороны объемистая статья Кузнецова о ценности человеческой жизни, о терпимости, а с другой - о недопустимости терроризма, о преступной практике политических, религиозных и иных группировок заставить услышать свой голос за счет человеческих жизней.
Однако статья такова лишь на первый взгляд.
Конституция – основной закон СССР – закрепляла как добровольное вхождение республик в состав Советского Союза, так и выход из него путем референдума о национальном самоопределении. Однако для желающих выйти из состава СССР не существовало никаких «дверей», так что пятнадцать республик жили в этой «большой семье» в добровольно-принудительном порядке. И этот неписаный порядок был не в пример прочнее и действенней любого писаного закона советского законодательства.
Созданная в 60-е годы в Армении Объединенная национальная партия (ОНП) попыталась призвать к жизни вышеупомянутый пункт советской Конституции, защитить законное право Армении на национальное самоопределение. Однако КПСС не всегда принимала в расчет даже законы СССР, и нас, ратующих за независимость, квалифицировали как сепаратистов, а нашу деятельность объявили преступной. Начались преследования и аресты. В связи с этим все здоровые силы в мире возвысили свои голоса в поддержку прав политических диссидентов. СССР должна была дать этим силах хоть какой-то ответ. А любой ответ для СССР означал увиливание от ответственности. И огромная сверхдержава, прибегшая к мелкотравчатой практике подкидывания наркотиков в карман по тем или иным причинам неугодных ей людей, начала навешивать на нас, борцов за независимость, всевозможные ярлыки и обвинять в надуманных уголовных деяниях, преступлениях и даже в терроризме.
Так произошло и в 1980-м, когда я уже шестой год отбывал в сибирских тюрьмах наказание за приверженность идее национальной независимости. До моего освобождения оставалось всего несколько дней, когда мне предъявили ложное обвинение в попытке к бегству и продлили мое заключение еще на три года. Я, сражавшийся протии исторической несправедливости и арестант с вот уже шестилетним сроком, был потрясен как человек, в первый раз ощутивший всю боль несправедливости. После этого каждый раз, сталкиваясь с какой-либо большой несправедливостью, я вновь и вновь вспоминал невероятный цинизм советской госбезопасности в отношении меня. В лагере, созданном якобы для исправления нарушителей закона, я в первый раз до такой степени ощутил всю справедливость своей борьбы, а мое политическое кредо обрело еще большую непреклонность.
Степан Затикян, этот благороднейший патриот и борец от Бога, служил примером для всех нас, членов НOП. Даже после обвинения в антисоветской деятельности, осуждения и отбытия наказания он, поборник независимости Армении, продолжал исповедовать свои принципы и не предал их. Советский государственный аппарат был в тревоге: Затикяна надо было остановить. Стремление заставить его прекратить свою деятельность совпало с произошедшим в 1977 году в московском метро террористическим актом, в результате которого погибли 7 человек и пострадали еще 37 ни в чем не повинных людей. Были арестованы Акоб Степанян и Завен Багдасарян (согласно автору вышеупомянутой газетной статьи – армянские террористы-дилетанты), якобы признавшиеся в ходе следствия, что их заказчиком был Степан Затикян. Затикяна срочно депортировали в Москву, и после ускоренного, прошедшего за закрытыми дверьми судебного процесса всех троих расстреляли. В этой связи свой голос протеста поднял – как и многие другие честные люди – Андрей Сахаров, опубликовавший свое известное открытое письмо с обращением к мировой общественности в котором знаменитый ученый в организации взрывав в московском метро обвинял КГБ: эта организация, считал знаменитый ученый, жаждет расправиться с диссидентами, подвергая опасности свой же собственный народ. Это письмо ученого и правозащитника Кузнецов называет «параноидально-истерическим», самого Затиякяна – предтечей всемирной дегуманизации, исламского экстремизма и религиозного терроризма, а его «террористическую» деятельность – как повод к переходу идеологического противостояния между двумя сверхдержавами – СССР и США - в открытое противоборство, а заодно – и констатацией краха партийно-государственной идеологии СССР и его неспособности усмирить «национальные окраины». Идейным кредо Затикяна автор статьи считает «армянский автохтонный национализм», - тогда как Степан Затикян был не националистом, а идейным борцом за независимость. И носители такой идеологии жили и действовали не только на «национальных окраинах» - среди русских также было немало таких идейных борцов.
Кузнецов в своей, представляющей собой целый ряд обвинений, обращается также к советским армянским чиновникам, которые якобы по возможности поддерживали антисоветские элементы в Армении и своим попустительством подталкивали их на преступления. Как человек, хорошо знающий всю подоплеку событий, со всей ответственностью заявляю, что армянский КГБ и его агенты были «большими католиками, чем сама папа Римский», а в своем малопочтенном ремесле - непревзойденными мастерами. Только за один год в Армении состоялось четырнадцать судебных процессов над сторонниками независимости – это ли не ярчайшее свидетельство безоглядной верности армянских чекистов своему московскому центру? Еще одним подтверждением этого является тот факт, что от населения Армении тщательно скрывались существование и деятельность как самого Степана Затикяна, так и других поборников за независимость. Я уверен: и сегодня мало кто вспомнит Степана Затикяна, а Акоб Степанян и Завен Багдасарян и вовсе не известны нашему обществу. Тем не менее, в злополучной статье Кузнецова весь армянский народ обвиняется в прославлении и героизации своих «террористов». И это в случае, когда свежа еще постыдная история Рамиля Сафарова, когда целый народ был отождествлен с мерзким убийцей, зарубившим топором спящего армянского офицера! А ведь такое злодеяние не прощается даже в преступном мире – в этом мире убить спящего считается «западло» и за такое следует немедленный самосуд.
Впрочем, армянскому народу повезло. Кузнецов где-то понимает армян и не слишком их обвиняет: ведь у армян нет настоящих героев, поэтому они вынуждены героизировать своих террористов… Однако автор при всей своей подлости все-таки дилетант, ибо сколь бы надуманной и тенденциозной ни была ложь, она все-таки должна быть хоть чуточку правдоподобной…
Не избежал в статье обвинения и русский народ – за то, что медлил дать истинную оценку армянскому терроризму. По мнению автора, такое опасное попустительство русского народа идет от большевизма, истребившего всю семью русского царя. Г-н Кузнецов забывает, что деспотическая и лицемерная внутренняя политика СССР также является наследием этого же русского большевизма – того самого большевизма, о котором с нескрываемой ненавистью пишет он сам и который в свое время верно распознали и категорически отвергли как сам Затикян, так и его сподвижники. Как только вола повалили, людей с ножами смелеют, гласит армянская пословица. Одним из таких «смельчаков» является и Олег Кузнецов, который ныне, встав в героическую позу, осуждает русский большевизм и советские порядки. Ну а как бы повел он себя в те годы, когда любое сказанное против советской тирании слово, любая написанная строчка считались преступлением, а авторы их оказывались в тюрьмах либо психушках и содержались в особых условиях, предусмотренных именно для таких инакомыслящих? Причем условия эти были столь «специфическими», что когда меня повторно осудили за «попытку к бегству», то предпочел бы немедленный расстрел в лагере смерти…
В те годы мне довелось увидеть множество подобных кузнецовых, обладающих необыкновенным даром политического приспособленчества, - они повсюду продавались оптом и в розницу.
С того 1977-го прошло уже тридцать четыре года. Степан Закарян и остальные «террористы» расстреляны и давно мертвы. Так что же мучает Кузнецова, что не дает успокоиться его душе? Оказывается у него имеется предложение, причем со ссылкой на английскую историю: в знак морального очищения общества и из соображений государственной безопасности тело Оливера Кромвеля было выкопано из могилы, сожжено, а прах развеян по ветру… Вот только странно, почему автор статьи, столь ярый ненавистник российского большевизма и столь же ярый поборник новой России, не вспоминает «отца и сына и святого духа» большевизма – Владимир Ильича, сжечь которого намного проще, тем более, что его даже выкапывать из могилы не надо?
Однако есть и еще одно важное обстоятельство, которое не дает покоя самому Кузнецову и его заказчику, опубликовавшим эту статью на пороге президентских выборов в Армении. Дело в том, что один из товарищей и сподвижников Степана Закаряна до сего дня не только не пригвожден к позорному столбу как соучастник террора и друг террорист, но и выдвинул свою кандидатуру в президента РА! Речь, понятное дело, о Паруйре Айрикяне, которому предлагается последовать примеру папы Римского Бенедикта XVI и выступить с покаянием вместо всех своих предшественников. Ведь если бы Айрикян вдруг стал президентом Армении, то Азербайджан возобновил бы войну и вернет Арцах, ну а Армения фактически покончит самоубийством на глазах всего мирового сообщества. Она навсегда останется как террористическая, шовинистическая страна и вынуждена будет пересмотреть свои отношения с Российской Федерацией.
В сущности, эта публикация стала своего рода предупредительным выстрелом, направленным на президентские выборы в Армении. Из того же ствола вылетела и пуля, попавшая в кандидата в президенты Паруйра Айрикяна. Я предлагаю в качестве обвиняемого привлечь к расследованию покушения на Паруйра Айрикяна и Олега Кузнецова, заказчик которого, думаю, явно азербайджанского происхождения. Политические силы России, составившие сценарий президентских выборов в Армении, вряд бы так опасались избрания Айрикяна.
Этот заказной бред, против российская пресса не откликнулась ни строчкой, представляет армян как неблагодарную, зверскую и крайне опасную шовинистическую массу. И – ни слова о нашей религиозной принадлежности, о вековом политическом кредо и ориентации…
А ведь наш народ веками и особенно в советский период отдавала России и русскому народу все свои интеллектуальные и физические силы. Нет в этой бескрайней стране ни одно места, ни одного поприща, где гражданин нашей маленькой страны не имел бы своего весомого творческого вклада. В годы Второй мировой войны полуторамиллионая Армения отправила на фронт почти полмиллиона человек, из которых на полях сражений погибли почти 350 тысяч человек! И до войны, и после нее тысячи армян стали жертвами советского государственного террора и сгинули в сибирях. После крушения СССР каждый год в Армению привозят из России в среднем 900 погибших насильственной смертью армян. А общее число всех жертв, вполне возможно, превышает полтора миллиона… После обретения независимости бывшими советскими республиками Россия простила разным странам долгов больше на сотню миллиардов (долларов?) – всем, кроме своему стратегическому партнеру Армении, - и исходя не столько из материального, сколько из дальнего дипломатического расчета реализовала в нашей стране программу «Имущество за долги». И даже диаметр трубы, по которому в Армению поступает газ из соседнего Ирана, сегодня определяет за нас Россия.
Все это свидетельствует о том, что никаким политическим или стратегическим партнером России мы не являемся. Мы для нее всего лишь имущество – за наши несуществующие долги. И пока мы этого не осознаем, такие негодяи, как Олег Кузнецов, присвоив себе функции своего государства, даст целой нации «домашнее задание» - всенародно извиниться за героизацию Степана Закаряна, Акоба Степаняна и Завена Багдасаряна – иначе Россия пересмотрим свои отношения с новоизбранным армянским президентом…
«У России имеется достаточно рычагов для воздействия на действующий в Армении и на нашей территории бизнес, чтобы заставить Армению попросить прощения, однако желательно, чтобы армянский народ сделал это по своей доброй воле». Именно так завершает свою статью Олег Кузнецов. Такой вот предупредительный выстрел для испугавшихся. Но ведь не просто из личных симпатий терпят в России армянских бизнесменов: они их деятельности напрямую выигрывает и сама Россия. Так же обстоят дела и во всех остальных случаях.
Мы армяне, побольше других испытали на себе, что такое политический цинизм: в каких только «измах» не пыталась обвинить нас наш друг Россия – и в шовинизме, и в экстремизме, и в терроризме! И каждый раз мы простодушно думали своими замороженными мозгами, что наш северный друг ошибается, что его ввели в заблуждение, и начинаем что-то лепетать, убеждая и доказывая. Но в дипломатии нет места чувствам и эмоциям, в ней не выбирают средств, и правильна только та дипломатия, которая идет на пользу твоей стране. И именно поэтому мы, армяне, никогда не были хорошими дипломатами – (для своей страны). Мы непреклонны и непримиримы только по отношению к своим, ибо нет у нас точно определенной цели, нет национальной ориентации - общего, собирательного, коллективного представления о ней, которое можно и должно направить только и только на самих себя. Это и будет наш ответ на предупредительный выстрел.
В противном случае мы так и будем существовать как так и не сориентировавшаяся нация.
Размик Маркосян
P.S. В газете «Известия», органе советского правительства, лишь через 25 месяцев после трагедии в метро появилось сообщение о том, что в результате взрыва погибли 7 и получили ранения 37 человек.
О приговоре, вынесенном Степану Затикяну по «делу» о взрыве в метро его семью уведомили лишь через много дней после приведения приговора в исполнение.
В 1987 году перед посольством России (а не СССР?) в Париже состоялась демонстрация около 400 деятелей культуры и известных журналистов Франции, в том числе и Жан-Поль Сартр, протестовавших против приговора в отношении Степана Затикяна.
В городе Лионе состоялась поминальная служба по невинно убиенному Степану Затикяну.
Во время своей последней встречи с братом Затикян сказал, совершил в своей жизни лишь один грех – оставил своей стране всего двух детей.
Вина Степана Закаряна до сих пор не доказана…
Комментарии (6)
Написать комментарий