
Плачем или делом, слезами или результатом заставить признать Геноцид?
Есть такой тип склонных к мещанству женщин, которые, потеряв близкого человека, в первую очередь думают о том, как одеться, чтобы во время траурных церемоний выглядеть хорошо и произвести впечатление. То есть для них на первом месте стоит вопрос подачи себя обществу в соответствующем виде.
Таких женщин напоминает и наше государство, которое 24 апреля и в целом во всех вопросах, связанных с Геноцидом, руководствуется следующим девизом: все вытекает из формы и все во имя формы.
Мы уже привыкли к тому, что 24 апреля по всем телеканалам и по радио с утра до вечера звучит траурная музыка, под которую руководители государства и народ возлагают к Вечному огню несметное количество цветов, сквозь слезы звучат слова в память жертв Геноцида, показывают страшные кадры, звучат леденящие душу рассказы немногих оставшихся в живых очевидцев... Создается впечатление, что весь народ занят мазохизмом, а правительство этому содействует. И никто на секунду не останавливается, чтобы подуматьвот о чем. Конечно, очень красиво и трогательно, когда каждый армянин считает своим долгом пойти в Цицернакаберд и возложить цветы к Вечному огню в память невинных жертв. Каждый армянин обязан в этот день на миг молча преклонить голову, но вместе с тем каждый армянин обязан признать, что нельзя с одной стороны впадать в крайности, а с другой – ничего не делать.
Одним плачем нельзя заставить мир признать Геноцид. Нужно заниматься делом, а оно состоит в том, чтобы говорить языком науки.
Когда Католикос Всех Армян Хримян Айрик должен был отправиться в Европу "за свободой для армян", его спросили: "Как Вы будете там общаться, Вы же не знаете иностранного языка? На это Хримян Айрик ответил: "Я буду говорить на языке армян – заплачу".
Прошло столетие, но для армян языком представления миру, увы, остается плач.
В Армении действует Музей-институт Геноцида, много ученых-историков, специалистов по геноциду... И наряду с этим удивительная и необъяснимая реалия: никто из ученых гуманитарной сферы не имеет ни одной статьи о Геноциде, которая была бы опубликована в авторитетных международных журналах. Между тем главным делом ученого является публикация статьей, а дело государства (как и частных благотворителей) – поощрение публикаций на столь важную для него тему.
Между тем до сих пор об этом почему-то ничего не говорится, как будто то, что почти столетие мы кричим о признании Геноцида, но не имеем публикаций в авторитетных международных академических изданиях, нормальное явление.
Трудно сказать, почему государство настолько безразлично. Есть лишь предполагаемая версия. Например, что это проблема, связанная с наукой, которая находится в поле зрения руководства в той мере, в какой оно придает значение другим научным проблемам. Другая версия состоит в том, что, на их взгляд, разговор на "языке армян" даст миру больше, чем разговор на языке знаний и науки. Между тем дать миру что-либо серьезное может научный результат, а не слезы в их различных проявлениях.
Сразу отмечу, что год назад в этом плане появилась серьезная новость: ассоциация "Нушикян" пообещала поощрить в размере 500 тысяч драмов тех лиц, которые в одном из трех индексируемых международных изданий, занимающихся вопросами геноцидоведения (Journal of Genocide Research, Holocaust and Genocide Studies եւ Genocide Studies and Prevention), опубликуют статью, содержащую как минимум 5000 слов.
В тот момент обещание Гарегина Нушикяна было похоже на выстрел Тейлеряна, положивший начало новой эпохе и новым подходам. В конце концов нашелся человек, который решил представить этот вопрос миру на научной основе.
Отрадно также, что Гарегин Нушикян оказался не единственным. В связи со 100-летием Генцида армян фонд "Ташир" и фейсбуковская инициатива "Требуем увеличения финансирования науки" совместными усилиями организовали конкурс на публикацию гражданами Республики Армения и иностранных государств научных статей в индексируемых и имеющих коэффициент влияния международных изданиях.
В этом случае границы уже расширены – нет ограничений в объеме статьи или публикации только в трех указанных изданиях.
Воодушевило то обстоятельство, что заявки представили три человека: Ваграм Айвазян (выпускник университетской программы 2012 г. Института геноцида и прав человека "Зорян"), старший научный сотрудник Института археологии и этнографии НАН РА, научный сотрудник университета Констанцы Тигран Саруханян со своей работой "Геноцид: намерение, обоснование и типология" и таджик по национальности Шавкат Касимов (Shavkat Kasymov, University of Notre Dame, Indiana, USA) с работой "Пример Геноцида армян и роль системы миллиета в его осуществлении".
Таким образом, ассоциация "Нушикян" и фонд "Ташир" предложили не слезы, а результат.
Справедливости ради отметим, что признание Геноцида является не только государственным делом, но и национальной задачей, задачей каждого армянина, который может донести свой голос до всего мира.
Остается надеяться, что примеру ассоциации "Нушикян" и фонда "Ташир" последуют и другие.
А значит, "нет" слезам! Вперед, к делу!
Мане Акопян
Комментарии (5)
Написать комментарий