HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Армен Аракелян

Навстречу финишной черте в выборах: что получили и что потеряли игроки

Предвыборная агитация по выборам в совет старейшин Еревана пересекает финишную черту. По итогам голосования 5 мая станет ясно, в какой мере каждая из семи участвующих в выборах политических сил смогла использовать это время для того, чтобы предстать перед избирателями как можно более убедительно. Однако в целом нынешняя предвыборная кампания ничем не отличалась от предыдущих, хотя в действительности для этого были и достаточная среда, и ресурсы, и энергетика.

Самой важной особенностью нынешнего ереванского избирательного марафона стало их значение в плане корректировки прошедших в феврале президентских выборов. Значение это лежало в основе действий и мотиваций всех участвующих в выборах сил. Судить о том, какие проявления оно имело, можно, в частности, по анализу поставленных властью задач и выбранной ею тактики их решения. 

Правящей Республиканской партии Армении предстояло решить две задачи. Во-первых, откорректировать результаты президентских выборов в разрезе Еревана. Это должен был быть смотр, на котором выяснилось бы, в какой степени власть в условиях повышающегося гражданского сознания способна решить задачу воспроизводства, вера в которое была поколеблена на президентских выборах. РПА попытается убедить в первую очередь саму себя, а также общество и соперников в том, что в частности в столице полностью контролирует ситуацию.

На самом деле выполнить эту задачу будет не так-то легко. Причина не в сильной конкуренции, которой на самом деле и не было, а в непредсказуемости поведения избирателей. Власть столкнулась, пожалуй, с самым сложным для себя вызовом, когда она осознает, что с успехом применяемые в прошлом "технологии" – открытая и полная эксплуатация административных рычагов, избирательные взятки, давление криминальных и местных авторитетов – больше не помогают и могут преподнести неприятные сюрпризы.

Вторая задача – это принижение вплоть до нулевого уровня политического значения выборов. Первым шагом в этом направлении стало выдвижение кандидатуры Тарона Маркаряна. Эта тактика была необходима для того, чтобы вывести выборы в совет старейшин из русла продолжения президентских выборов. Если синдром судьбоносности, с которым армянские избиратели отнеслись к президентским выбором, спроецируется и на выборы в совет старейшин, то воспроизводство РПА можно попросту исключить. Одно дело, когда отбирание у власти поста мэра Еревана воспринимается в ракурсе глобальной цели смены власти, другое дело, когда избиратели подходят к этим выборам максмум как к избранию главного менеджера города.    

Для решения задачи воспроизводства РПА фактически решила сделать ставку на три важных фактора. И все они, по сути, успешно сработали.  

1. Первый фактор – это, разумеется, использование в качестве инструмента своего придатка – партии "Оринац еркир". Задача участия в выборах ПОЕ состоит в получении дополнительных голосов. Если учесть наличие у МЧС административных рычагов, которые были нещадно и относительно незаметно использованы в пользу "Оринац еркир" и ее кандидата на пост мэра – министра ЧС Армена Ерицяна как опытного организатора и руководителя, то эта партия-сателлит может принести властям ощутимую пользу. В конце концов, если РПА удастся осуществить операцию по его протаскиванию в совет старейшин, то она получит возможность в случае необеспечения 40 процентов голосов опереться на ПОЕ в вопросе формирования коалиционного большинства. С этой точки зрения участие "Оринац еркир" имеет для РПА значение буфера, хотя заметно, что эту предвыборную кампанию "Оринац еркир" попыталась использовать для того, чтобы показаться более или менее самостоятельным игроком.

2. Второй работающий фактор – оставить вопрос формирования правительства в подвешенном состоянии. РПА умышленно отложила решение этого вопроса на период после ереванских выборов с тем, чтобы обезопасить себя от любых неожиданностей. Если тандему РПА-ПОЕ не удастся получить 40 процентов голосов, то РПА обязательно попытается втянуть одну из сил, играющих на оппозиционном полюсе, в коалиционные отношения. Сам по себе примечателен тот факт, что по сей день ни одна оппозиционная партия открыто и прямо не заявляла о том, что после получения мест в совете старейшин исключает сотрудничество и формирование коалиции с властной партией. Нынешнее полусформированное состояние правительства, по сути, играет для РПА роль наживки, что вносит заметную интригу в выборы и особенно в поствыборный процесс. 

И, наконец, третий фактор, который является логическим продолжением предыдущего, состоит в том, что власть абсолютно не вступила в пропагандистское противостояние и конфронтацию с оппозицией. Самым ярким проявлением этого стала позиция предвыборного штаба РПА по отказу от дебатов. И эта тактика была выбрана неслучайно. РПА, предпочтя вариант проведения независимой от всех предвыборной кампании, толкнула оппозиционные силы в поле внутренней грызни. На этих выборах оппозиционные силы вели борьбу преимущественно друг против друга, а не против власти, хотя заявляли, что их основной мишенью и соперником является РПА.   

Этот расчет Республиканской партии был построен на неизбежной реабилитационной деятельности, которую после неучастия в президентских выборах развернули партия "Процветающая Армения", Армянский национальный конгресс и АРФ Дашнакцутюн в направлении поиска утраченных ими позиций в политическом поле. Эти позиции заняли превращенная в блок "Здравствуй, Ереван" партия "Наследие" во главе с Раффи Ованнисяном и сформировавшееся вокруг него гражданское движение. Выборы в совет старейшин Еревана стали единственной предметной возможностью обеспечить возвращение этих трех партий, что заставило их вступить в глухую позиционную борьбу. Особенно болезненным стало столкновение ППА с "Наследием", что было естественно, учитывая, что "Наследие" по большому счету построила свои крепости именно на территории и на альтернативности ППА.

Следствием этой борьбы стало то, что оппозиции не удалось выступить с единым кандидатом, на роль которого в равной степени претендовали ППА и "Наследие". Оппозиции по сей день не удается также достичь договоренностей в вопросе формирования поствыборного блока, направленного на срыв плана по созданию в совете старейшин противовеса власти и составлению большинства. Взаимные обвинения, лежавшие в основе агитации оппозиционных сил, в равной степени ослабили всех. Им на деле не удалось добиться самого главного – убедить ереванских избирателей в том, что они способны захватить "бастион" власти в Ереване – пост мэра и с этой ключевой точки начать развивать процесс полной смены власти. Несмотря на это, они не только не сумели довести до сознания избирателей, что это возможность для реальных изменений, но и почти окончательно похоронили идею создания единой оппозиции.   

Учитывая опасения властей и внутренние столкновения в оппозиционном поле, право на решающий мандат приобретает собирательная воля рядовых избирателей. На выборах 5 мая основным действующим лицом станут ереванцы. И в значительной степени от их выбора будет зависеть не только будущее Еревана, но и дальнейшее направление политических процессов. 

Фото Соны Симонян

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter