HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Гриша Баласанян

В селе Давид-Бек в самом тяжелом положении из заемщиков находится староста

В приграничном селе Давид-Бек Сюникской области проживает 815 жителей. Из них почти 100 вместе со старостой села, Артавазом Акопяном, взяли кредиты. Основное занятие давид-бекцев земледелие и скотоводство. Чтобы прожить в течение года крестьяне сеют пшеницу, однако в этом году из-за неблагоприятных погодных условий урожай будет вдвое меньше, чем в предыдущие годы.

Когда речь зашла о кредитах, староста села отказался фотографироваться. Он не назвал сумму кредита, отметив лишь, что деньги взял в банке “АКБА-Кредит Агриколь” под 16% годовых. “Приходишь в банк получать кредит и часть денег оставляешь им. Спрашивается, почему? Не хватит, дают под высокие проценты, так еще и за услугу нужно платить. Если б у нас были такие деньги, мы бы не стали брать кредиты”,- говорит Артаваз Акопян. Глава сельской администрации рассказал, что если при получении кредита имеешь недвижимость, которую можно заложить, то расходы на кадастр, на заключение сделок в нотариальной конторе составляют около100 тысяч драмов, которые платит заемщик.  

В Давид-Беке кредиты берут в основном в банке “АКБА-Кредит Агриколь”. “Есть люди, которые взяли кредит, купили зерно, посеяли, но урожая не получили. Что им делать? Люди в тяжелом положении”,- говорит староста.
 
По словам сельчан, глава их администрации взял кредит для приобретения скота, решил развивать хозяйство, но уже пожалел, что стал заемщиком, поскольку терпит убытки. Оказалось, что в Давид-Беке в самом тяжелом положении находится именно староста. Он несет убытки от предложенных правительством семян пшеницы высокой урожайности. Как сообщила бухгалтер сельской администрации Нарине Оганджанян, в селе эти семена получили в апреле и должны были раздать крестьянам с условием, что в период сбора урожая зерно будет возвращено государству в двойном количестве. Однако из-за неблагоприятных погодных условий семена взяли лишь несколько крестьян, часть зерна осталась на складе. “Цены такие ужасные, что если не вернуть зерно в двойном количестве, то за 1 килограмм придется платить 500 драмов. Поэтому многие крестьяне не захотели брать. Староста взял, но пожалел, поскольку урожая нет, и теперь ему придется платить 500 драмов за килограмм”,- говорит Нарине Оганджанян. Она тоже взяла кредит в универсальной кредитной организации “Арегак” и платит в месяц 20 тысяч 450 драмов. “Это недоступно, но мы вынуждены брать. Все оказались в таком положении. В итоге не могут погасить долг либо погашают с большим трудом”,- говорит бухгалтер. По ее словам, основная проблема в селе – отсутствие рабочих мест. Поэтому молодежь, не видя в селе будущего, уезжает из страны или  переезжает в город.
 
В селе около 50 молодых людей в возрасте 27 лет и старше не женятся. Причина – отсутствие минимальных социальных условий, что является следствием отсутствия работы. 
В Давид-Беке очень низкий уровень рождаемости. Ежегодно здесь умирает около 20 человек, рождается – 7-8 детей. Так, с 1 января по сей день в селе родился один ребенок, умерло пять человек.

Административная площадь села составляет 1230 гектаров, приватизировано 450 гектаров пахотных земель. Раньше в селе действовал обувной цех, где работало 40-50 человек, но он закрылся. В общине люди работают в цехе по обработке камня, сельской администрации, медпункте, школе и детском саду.  И хотя единственным источником дохода в селе является земледелие, крестьяне уже перестали обрабатывать землю и довольствуются только пособиями и пенсиями. По словам Нарине Оганджанян, сегодня обработка земли “дорогое удовольствие” для крестьянина.
В Давид-Беке никто не знает, что его ждет. “Вместо того, чтобы идти вперед, мы с каждым годом живем все хуже и хуже”,- говорят жители села.

Нужно планировать расходы, чтобы не оказаться в суде
 
Жительница села Давид-Бек Карине Погосян работает продавщицей в магазине местного электрика, а ее муж – в цехе по обработке камня. Женщина на жизнь не жалуется, однако зарабатывают они так мало, что не могут не брать кредиты. Эта семья взяла кредит на сумму 450 тысяч драмов под 12% годовых и со сроком погашения 1 год. Деньги вложили в скотоводство – купили свиней и телят. “Бывает, правда, что в конце от кредита нам ничего не остается, но если банк оказывает содействие, то нужно быть  благодарным.

Конечно, если бы кредиты давали под более низкие проценты – хотя бы под 10%, было бы лучше”,- говорит Карине Погосян. По ее словам, если деньги будут вложены в торговалю, то в какой-то степени можно будет погасить кредит, но сельское хозяйство – сфера высокого риска, никто не может гарантировать, что взявшие кредит крестьяне получат урожай и смогут его реализовать, чтобы на эти деньги не только прожить, но еще и выплатить кредит. К тому же нет рынка сбыта, каждый сам решает свои проблемы.
Наша собеседница призвала всех перед тем, как брать кредит, запланировать расходы и подумать о том, как в случае отсутствия урожая можно будет погашать долг, чтобы не оказаться в суде. “Я все подсчитала и только потом взяла кредит. Без этого нельзя”,- отметила Карине Погосян.  

Комментарии (1)

Andranik
eeeeeeeeeeeeeeee sax sax sax sax sax sax sax en araji nkanr en

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter