
Смертельная жизнь
РАЗМИК МАРКОСЯН
… Когда я вышел из автобуса, была уже ночь, бушевал буран и стоял жуткий мороз. Я тотчас поднял воротник шубы, надвинул поглубже ушанку и завязал под подбородком тесемки. Затем ручку сумки привязал платком к запястью, чтобы держать руки в карманах, и направился к дому моего знакомого, последнему в селе, но, к счастью, первому с моей стороны. Я шел против ветра со ,,скоростью” три шага вперед, два назад. Идти становилось все труднее, и во мне стала нарастать тревога. Но другого выхода не было: путь надо было преодолеть. Ветер выжимал из глаз слезы. Они мгновенно превращались в ледышки и застилали мне глаза. Так и шел, подобно змее, холодный и незрячий. Издали доносился волчий вой. Я был один на один со свирепствующей стихией и воем хищника. В уме перебирал известные мне истории о погибших и замерзщих в этой местности. Хотя я и прилагал все усилия, чтобы пройти этот путь, тем не менее мысленно увеличил число жертв еще на одну. Вдруг вспомнил, что в этих краях люди протягивают веревку от дома к сараю с продовольствием во дворе, чтобы ориентироваться во время бурана. Я мысленно протянул веревку от себя к дому моего знакомого и с ее помощью продолжал двигаться вперед. Шел, крепко держась за воображаемую нить. И хотя путь был вовсе не длинным, я сумел преодолеть его приблизительно часа за два. Однако мне он показался длиною в целую жизнь. Вместе с дорогой иссякли и мои силы. Наконец, передо мной дверь, которая всегда была открыта для меня. Все. Я победил. Но из за преодоленных трудностей я был не в состоянии вполне насладиться своей победой…
Это отрывок из моей автобиографической книги, которая является всего лишь одной из страниц биографии советской сверхдержавы.
Это было много лет назад, в 1978г., когда меня после четырех лет пребывания в колонии строгого режима, из Пермского лагеря N 35 по этапу переправили в назначенное место ссылки.
Пройдя через кошмар этапирования, я оказался в Казахстане, в деревне Кенбидаик. Здесь находился один из трех островов ГУЛАГа – система исправительно-трудовых колоний КАРЛАГ. Еще в 1940г. он занимал площадь в 600 кв. км. За все время существования лагеря в мощных челюстях КАРЛАГа перенесли жестокие мучения тысячи ученых с мировым именем, деятелей культуры и искусства, политических деятелей, офицеров, представителей духовенства. В его архивы до сих пор нет доступа и даже приблизительное число жертв неизвестно. Здесь же, в поселке Акмоленск располагался и знаменитый АЛЖИР – Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Эти женщины удостоились участи своих мужей – изменников Родины и врагов народа, лишь потому, что не признавали их таковыми. 20.000 женщин “проживало” в этом лагере. По соседству с ним находился и лагерь для детей этих обреченных женщин, в котором содержались 25.342 ссыльных ребенка. Их распределением занимался сам начальник НКВД Николай Ежов. Исключалась всякая вероятность братьям и сестрам, или просто знакомым детям оказаться в одном лагерном детдоме. А вот трудное дело воспитания подростков было доверено уголовным преступникам, выполнявшим порученное им дело с большой, так сказать, “ответственностью”. Лишь новорожденным разрешалось находиться вместе с матерями. В 1938-1953гг. В АЛЖИРе у изнасилованных надсмотрщиками заключенных женщин родилось 1507 детей, не имеющих отчества.
И годы спустя в этих краях со времен ГУЛАГа еще сохранялись спецпоселения для советских политических заключительных, посягнувших на государственную систему Советского Союза, осмелившихся открыто говорить о праве союзных республик на государственную независимость. Для органов госбезопасности страны подобный поступок имел два объяснения: стремящийся обрести независимость в СССР был либо душевнобольным, которому место в психиатрической больнице, либо государственным преступником, которого также следут изалировать от общества. В моем случае выбрали второе. При этом я считался «особо опасным государственным преступником».
В ряды идейных борцов против советской деспотии вступали только добровольцы. Одним из них стал и я, положивший на алтарь свободы не только проведенные в тютьмах и ссылках годы, но и всю свою жизнь, которая казалось одним большим переживанием. Сегодня уже нет Советского Союза, успевшего за время своего существования, почти равного жизни одного человека, соделать столько зло, что в полном объеме даже зафиксировать невозможно. Сегодня Армения назависима, а я не имею возможности свободно погружаться в воспоминания, ибо в моем прошлом почти все было обезличено. Мысленно я неотступно размышляю о прожытых годах, они предопределяют мое настоящее, каждый прожытый день.
Спустя 32 года, именно в такой день, я как руководитель армянской делегации выехал в Казахстан для участия в Международной конференции «Роль религии в странах СНГ».
После возвращения из ссылки я никогда не был так близок к Кенбидаику. Мое стремление к прошлому, иногда кажущемуся ирреальным, не позвалило мне задержаться в гостеприимной столице Казахстана, и я, по окончании конференции, сразу же отправился к месту своего давнего обитания. Может показаться странным, но я соскучился по Кенбидаику и опасался, что наряду с упразднением советского строя и всего, что было с ним связанно-мест насилия и страданий, и это село исчезло с лица земли.
![]() |
![]() |
Лидия Русланова | Рахил Плисецкая |
Казалось, быстро мчавшаяся машина несла меня не вперед, а назад, в мое отважное, польное страданий прошлое, до краев наполненное безысходностью от обступающих рядов колючей проволоки, изнуряющей травлей и моим юным, неукротимым противостоянием любому проявлению лжи и несправедливости.
В моем стремлении к Кенбидаику было нечто необъяснимо победное. Я ехал к месту своей ссылки, в селение, где когда-то жил с клеймом государственного преступника. Но вот, сбылось то, что многим представлялось невероятным и даже ужасным. Для местных жителей, особенно в первое время, я и моя жажда свободы были чем-то странным и непостижимым. Я в их представлении был «контрой», осмелившийся противостать абсолюту: пусть он абсолютно бесчеловечный, абсолютно подлый, но он также есть абсолютная сила, что для обычного человека, покорно плывущего по течению жизни, и является реально ощутимым. Вне этого была лишь неопределенность, а я в глазах этих жителей являлся посланцем этой неопределенности, возбуждавший гнев и нетерпимость абсолютной силы. И вот, спустя десяатилетия когда давно уже стало реальностью то, из-за чего я в «моем» поселке слыл каким-то непонятным ссильным, мне так хателось взгляануть в глаза этому чужому посути поселку, который в моих воспоминаниях представляется мне удивительно родным.
Дорога проходила мимо АЛЖИРа сталинских времен, находившегося в
Сегодня АЛЖИР превращен в музей ГУЛАГа и значительная часть правды восстановлена.
А что же таил в себе мой Кенбидаик ?
Дорожный знак указал на въезд в Кенбидаик и наша машина замедлила ход. Внешне я сохранял полнейшее спокойствие. Мои чувства были столь личными, что я предпочитал скрывать их.
Передо мной было почти опустевшее село. Некогда интернациональный, полный жизни поселок превратился в деревеньку с малочисленным населением. Проживают здесь только постоянные жители. Нет больше ни одного ссыльного, ни одного репрессированного, которыми государственная политическая паутина Советского Союза с коворным умыслам заселяла свои бескрайние просторы, напоминавшие один огромный концлагерь, таким образом давая искусственное дыхание безжизнненым территориям. Не могу сказать чем это было - жизнью или смертью?
Можно ли назвать жизнью то, что я увидел в Кенбидаике ?
В моем некогда принудительном месте проживания я попытался найти сельский клуб и столовую, которые в давние времена свидетельствовали о жизнеспособности сел и деревень. Оказалось, что от них не осталось и следа. Стал бродить по неузнаваемым местам, в поисках сам не зная чего. Чтобы вырваться из этой бессмысленности, мы решили поехать в соседнее село. Меня туда тянуло и воспоминание об одной жуткой зимней ночи. Через некоторое время мы подъехали к еще одной полузаброшенной деревне. Из-за необузданного комариного нашествия невозможно было находиться на улице без защитной сетки. Комары были и раньше, но не в таком количестве, поскольку против них велась последовательная борьба. Система старалась.
Быстрым шагом я направился к знакомому дому.
И… о, чудо! Вот он, хоть и постаревший на тридцать лет. Подошел, постучался. Дверь этого дома всегда была открыта для меня: в нем жили армяне. В те годы я воспринимал это как милость Божью. Я взглядывался в лица хозьяев. Они были молоды и, естественно, незнакомы. Вскоре в дом вошла пожилая женщина. Ее лицо показалось мне не столько знакомым, сколь родным. Я представился, рассказал о себе. Она вспомнила меня и тутже послала за мужем, который вышел из дому по делам. И вскоре мы стояли напротив друг друга – я и мой давний знакомый армянин, постаревший, как и обветшавшее его село.
Он узнал меня сразу. Обычно люди с удовольствием погружаются в воспоминания, но, быть может от того, что я тогда был ссылным, он пощадил меня и весьма сдержанно говорил о прошлом. Настоящее мы предпочли обойти молчанием. Но молчание было отнюдь не грустным. Нельзя грустить о всех временах, во все времена надо жить. Нужно уметь всегда мысленно крепко держаться за спасительную нить. Я смотрел на незнакомых мне членов его семьи и думал о том, каким будет их будущее. Потом понял, что будущее этой семьи зависит от того, каким будет завтрашний день этих мест. Не знаю, каким он будет, но уверен, что определять его будет жизнь, а не смерть.
Провожая меня, друг сказал мне: «ты победил». Я улыбнулся ему.
Советский деспотчиный строй так и не сумел «исправить» меня, поскольку я желал видеть не заселенний ссыльными и ими же обустроенный Кенбидаик, а то, что могло бы здесь быть, не будь на свете империи с историей в одну человеческую жизнь. Кругом царило запустение, и грустным было наше расставание. Но я улыбнулся и ответил: «Знаю».
Да, я знаю, что победа за мний. Но пережитые неимоверные трудности не дают по-настоящему насладиться победой.
Ну, что ж, предоставлю это детям моего старого друга.
P.S. На днях, при содействии посла Армении в Казахстане Василия Казаряна, удолось уточнить, что в качестве изменников Родины и врагов народа через АЛЖИР прошли 80 женщин армянок. В настоящее время со стороны Армении ведутся переговоры об устоновлении мемориальной плиты на территории Акмоленского лагеря. Удолось получить и список лиц армянского происхождения-жертв АЛЖИР-а, который публикуется впервые. Убедительно просим всех, умеющих какие-либо сведения об этих заключенных женшинах, сообшить редакцию HETQ. /Орфография соответствует документам, сохранившимся в музее АЛЖИР-а/.
Из этого списка мы распологаем сведениями лишь о Марии Лисицян, в последствии ставшей основоположницей советской школы художественной гимнастики, а также об Ашхен Налбандян, матери известного поэта, исполнителя авторских песен-Булата Окуджавы. В 1939 г. Ашхен Налбандян была приговорена к 5-и годам лишения свободы и к 5-и годам ссылки за антисоветскую, троцкистскую деятельность. После отбытия срока, Особым собранием Министерства госбезопасности СССР, была осуждена вторично и отправлена в ссылку Большой Улуй /Красноярский край/. Из ссылки освободилось в 1954г.
Ашхен Налбандян Булат Окуджава
В деле Ашхен Налбандян в наличии имеются лишь два ее заявления. В одном она просит перевести ее из Большого Улуя в Дудинку. <<Мне не удалось найти работу в Большом Улуе. Не вижу перспективы быть полезной по моей профессии. Имею высшее образование, работала экономистом-финансистом. Прошу разрешение переехать в Дудинку, где смогу работать и зарабатывать на жизнь>>. Ей не отказывают, но переехать ей не удается из-за отсутствия денежных средств. Второе заявление Ашхен о пересмотре ее дела. <<Я не считаю себя виновной>>,-пишет она. Ответ токов: <<В просьбе отказано, поскольку осуждена правильно>>.
- АВЕТИСЯН Софья Христофоровна
- АВШАРОВА Тамара Ивановна
- АГАБАБОВА Анаида Артемьевна
- АГАДЖАНОВА-МУГДУСИ Рижик Бакляровна
- АДАМЯН-ОВАНЕСЯН Гаяне Сергеевна
- АЙВАЗОВА Нина Львовна
- АЛОБЕГОВА Мария Вартановна
- АРУСТАМОВА Евгения Соломоновна
- АСЛАНЯН-ВАРТАНЯН Ашхен Григорьевна
- АТАРБЕКОВА Софья Михайловна
- АХУМЯН Рексима Мелкумовна
- БАЛАЯН Нина Яковлевна
- БАРКАЯ-ТУТУИДЖАК Асю Арсеньевна
- БАРСЕГЯН Аркиозан Константиновна
- БЕКЗАДЯН Мария Семеновна
- БУБЛИЧЕНКО Анна Аветовна
- ВАРНАЗОВА Варвара Аркадьевна
- ВЕЛИКАНОВА Сатеника Ивановна
- ВИЗИРЯН Софья Аркадьевна
- ГАРИБОВА Сатеник Семеновна
- ГЕОРГИЕВНА Тамара Фадеевна
- ГЛУШАНОВА Роза Львовна
- ГОРОЩЕНКО –АВЕТИСЯН Сусанна Мануковна
- ГРИГОРЬЯН-МАНВЕЛЯН Айкануш Аветовна
- ДАВИДОВА-КИРАКОЗОВА Мария Аветовна
- ДАВТЯН Мария Нерсесовна
- ЕНУКОВА-ГРИГОРЬЯН Пайцур Агабековна
- ЕРЕМЯН Титаник Гаспаровна
- ЗЮЛЬГУДАРОВА Тамара Сергеевна
- ИВАНЯН Айкануша Лазаревна
- ИЛЛИНА Надежда Степановна
- ИППОЛИТОВА Надежда Давыдовна
- КАМАРАУЛИ-КАРАХАНОВА Елена Адамовна
- КАСПАРОВА Сусана (так в документе) Агаджановна
- КАЦОВА Софья Никитична
- КУРОВЕРОВА София Михайловна
- КУШВИД Мария Артемовна
- ЛЕВИНСКАЯ-ПЛОТКИНА Полинеа Михайловна (так в документе)
- ЛЕГАТ Сусанна Андреевна
- ЛЕЖАВА Анна Сергеевна (Саркисовна)
- МАЛЕВИЧ Аракси Томасовна
- МАЛХОСЯН-БАТКИСЯН Маргарита Артемовна
- МАМИКОПОВА Гааю Арестовна (так в документе)
- МАНУКЯН Таку Мукучевна
- МЕЛИКОВА-ПИРАЛОВА Елена Ивановна
- МИНАСЯН Армена (Арменди) Саркисовна
- МИРЗАБЕКЯН Варсеник Минаевна
- МНАЦАГАНОВНА Анна Мартычева
- МУСАЭЛЯН Фарандзема Баладжановна
- НАДЖАРОВА Айкануш Александровна
- НЕКРАСОВА-НАЗАРЬЯН Ашхен Михайловна
- НЕРСЕСЯН Мария Аветовна
- ПАВЛОВСКАЯ Елизавета Васильевна
- ПАЛИОХА Анна Мартиросовна
- ПАРЗЯН Анаида Георгиевна
- ПАРОНЯН Аракси Михайловна
- ПЕРЧЯН-ГРИГОРЬЯН Аруса Карповна
- ПЕТРОСЯН Тамара Иосифовна
- ПОГОСЯН Мария Тиграновна
- ПУРНИС (САНАГЯН) Мария Еремеевна
- РАТИХАН Азлара Астад Карловна
- СТЕПАНЯН-БАГАТУРОВА Анаида Ивановна
- СУКИАСЯН Рштуни Геворковна (Георгиевна)
- СУЛХАНОВА Варвара Григорьевна
- ТАГИНОСОВА Евгения Арсеньевна
- ТАКТАКИШВИЛИ-НАСКИДОВА Мария Степановна
- ТАРУМОВА-АЙРУМОВА Елена Власьевна
- ТЕР-ДАВТЯН Софья Сергеевна
- ТОМСОН Марианна Карповна
- ФИЛИППОСЯН Амелия Семеновна
- ХИТАРОВА Екатерина Александровна
- ЦАТУРОВА Ашхен Григорьевна
- ЧАВЧАВАДЗЕ Евгения Иосифовна
- ЧОЛАХЯН Марю Амбарцумовна
- ЧХИКВИШВИЛИ Екатерина Захаровна
- ШАФИРОВА Ася Богдановна
- ЮЗБАШЕВА Маргарита Унановна
- ЯХОНТОВА Барика (Гоарика) Оганесовна
- ЛИСИЦИЯН Мариа Вардановна
- НАЛБАНДЯН Ашхен Степановна
Комментарии (9)
Написать комментарий