HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Государство закупит инсулин в два раза дешевле

Марине Мадатян
Эдик Багдасарян 

Решением правительства РА поставляемый в рамках госзаказа препарат инсулин в ближайшие пять лет будет закупаться у французской фармацевтической компании “Санофи Авентис”. Между компанией и министерством здравоохранения уже заключен предварительный краткосрочный договор, на основе которого была импортирована необходимая для третьего квартала 2013 г. партия инсулина. Договор на 2013-2018 гг. будет заключен в ближайшие дни. Об этом нам сообщил руководитель аппарата минздрава Сурен Крмоян, добавив, что прямой договор с производителем позволяет приобрести инсулин по более низкой цене и благодаря этому сэкономить средства госбюджета.

До сих пор министерство здравоохранения в рамках госзаказа закупало инсулин не у зарубежных компаний-производителей, а их армянских представителей. В результате все это время государство платило за инсулин ту сумму, которая предлагалась при проведении тендера местной компанией-посредником. Самая низкая цена за 1 флакон инсулина по 10 мл, на которую минздрав дал согласие в результате тендера, составляла 4800 драмов.  

“Раньше цены были высокими, а местные компании в своих ценовых предложениях дополнительно их увеличивали. Поэтому для обеспечения всего количества инсулина министерству пришлось искать более дешевый вариант и заключить договор непосредственно с производителем”,- сказал С.Крмоян. 

Новым решением правительства цена закупки инсулина у компании “Санофи Авентис” составляет 4 евро (около 2200 драмов) за флакон по 10 мл, а за инсулин краткосрочного и среднего воздействия – 6 евро (около 3200 драмов). Это значит, что до сих пор министерство платило за один флакон инсулина почти в два раза дороже.  

Тендер на поставки инсулина был объявлен в июне. Заявки представили три зарубежные компании: американская “Эли Лилли”, датская “Ново Нордиск”, французская “Санофи Авентис” через своих местных представителей.

Первая компания подала заявку в лице своего менеджера в Армении Сильвы Барсегян, а “Ново Нордиск” – в лице компании “Натали Фарм”, являющейся ее армянским представителем. Заявка компании “Санофи Авентис”, которая и выиграла тендер, не была представлена посреднической компанией, все переговоры велись непосредственно через местного представителя компании. 

Монополия Самвела Алексаняна на поставки инсулина прекращена 

Данные о госзакупах инсулина в 2010-2012 гг., предоставленные нам министерством здравоохранения, свидетельствуют о том, что поставка инсулина была до сих пор монопольным бизнесом, которым занималась компания “Натали фарм”. Согласно данным Госрегистра, владельцами компании являются Асатур Асатрян, которому принадлежат 99,4% акций, и Шогерина Мкртчян – 0,6% акций. Шогерина Мкртчян – жена депутата Национального Собрания Самвела Алексаняна, Асатур Асатрян – ее двоюродный брат.

Асатрян выиграл тендер на госзакупки следующим образом. Заявки представили несколько компаний. “Натали фарм”, как всегда, предложила самую низкую цену. Однако, выграв тендер, “Натали фарм” закупила инсулин и у самого вероятного своего соперника по тендеру – компании “М.Л.Н.ыФарм”.  Последняя представляет в Армении американскую фармацевтическую компанию “Эли Лилли”. “Натали фарм”, являющаяся представителем датской компании “Ново Нордиск”, после очередной победы в тендере закупила у своего соперника – компании “М.Л.Н.Фарм” и перепродала государству почти столько же инсулина, сколько закупила у “Ново Нордиска”. Вот каким образом компании “Натали Фарм” и “М.Л.Н.Фарм” сотрудничали в прибыльном бизнесе, а министерство за счет средств госбюджета содействовало им в этом.

Компания “М.Л.Н Фарм” каждый год участвовала в тендерах с ценовым предложением, которое было как минимум на 100 драмов дороже, и проигрывала “Натали Фарм”. Но она не оставалась внакладе, так как становилась закулисным победителем тендеров.

Мы поинтересовались у директора “Натали Фарм” Асатура Асатряна, почему они не приобретали всю партию инсулина у компании “Ново Нордиск” (7 долларов без НДС), ведь “М.Л.Н. Фарм” перепродавала им продукцию компании “Эли Лилли”, сокращая тем самым их возможную прибыль, сказал, что не все обусловлено прибылью, имея в виду полученное ими взамен монопольное положение на рынке.

Решение о приобретении инсулина у “Санофи Авентис” возмутило не столько компанию-монополиста  “Натали фарм”, сколько армянского представителя компании “Эли Лилли” Сильву Барсегян, которая продает инсулин только “М.Л.Н.Фарм”.

15 июля, на следующий день после рассекречивания решения, С.Барегян созвала пресс-конференцию и заявила, что министерство собирается заключить договор о поставках инсулина с французской компанией “Санофи Авентис”, тогда как ценовое предложение компании “Эли Лилли” было более доступным. И если бы министерство приняло предложение “Эли Лилли”, то можно было бы сэкономить средства госбюджета, сказала Сильва Барсегян.

В беседе с нами представитель “Эли Лилли” добавила, что ее компания заинтересована в заключении прямого договора с министерством здравоохранения РА. А поскольку г-жа Барсегян “заинтересована” в сохранении бюджетных средств, мы задали ей вопрос: почему они до сих пор через свою компанию-представителя “М.Л.Н.Фарм” не предлагали на тендерах по госзакупкам инсулина более низкую цену. “Вопрос в следующем. Когда производителю говорят: мы будем закупать инсулин в течение шести месяцев, производитель называет одну цену, а когда говорят, что будут закупать инсулин в течение пяти лет, производитель, разумеется, называет более низкую цену. Что касается того, как перепродают, то здесь производитель, к сожалению, ничего не может сделать”,- сказала Сильва Барсегян. На деле в данном случае у производителя есть связь с компанией-перекупщиком: Сильва Барсегян и директор “М.Л.Н.Фарм” Арутюн Василян – супруги. “Ничего подобного! Я не знаю, чей заказ вы выполняете”,- заявила г-жа Барсегян. Отметим, что директор компании “М.Л.Н.фарм” Арутюн Василян и армянский представитель компании “Эли Лилли” Сильва Барсегян прописаны в одной квартире.   

На тендерах по госзакупкам инсулина “М.Л.Н.Фарм” сперва предложила 5200-5100 драмов, потом спустила эту цену до 4800-4900 драмов. 

“Принцип “Эли Лилли” состоит в следующем: сотрудничать с такой компанией, за которой не стоят должностное лицо или олигарх”,- сказала нам Сильва Барсегян, отвечая на вопрос, почему инсулин был продан компании “Натали Фарм” посредством компании “М.Л.Н. Фарм”. Сильва Барсегян и стоящий за этой компанией ее муж Арутюн Василян сотрудничали с “Натали Фарм”. Последняя же не была против того, чтобы за небольшую прибыль занять монопольное положение в сфере.   

В беседе с нами С.Барсегян также сказала, что наряду с “Натали Фарм” тендеры постоянно выигрывала и компания “Фарм Адама”. Эту компанию г-жа Барсегян постоянно называла армянским представителем “Санофи Аентис”, с которой министерство здравоохранения заключило договор. По данным минздрава, тендер на закупку инсулина “Фарм Адама” выиграла один раз – в 2011 году и импортировала инсулин компании “Санофи Авентис”. Однако руководитель аппарата МЗ Сурен Крмоян опроверг утверждения о том, что нынешнюю заявку “Санофи Авентис” представила “Фарм Адама”, отметив, что это сделал головной офис французской компании, который имеет представительство в Армении. Заявку “Санофи Авентис” подал в минздрав армянский представитель этой компании Василий Степанян, сообщил Крмоян.

Отметим, что по данным Госрегистра, 50% акций ООО “Фарм Адама” принадлежат депутату Национального Собрания Гагику Царукяну, остальные 50% - гражданину РФ Акопу Овсепяну. “Ни одна компания-посредник не получит прибыль от этой сделки”,- заверил Сурен Крмоян.

В беседе с нами Сильва Барсегян также отметила, что на тендере по заключению прямого договора с компанией-производителем “Эли Лилли” предложила более низкую цену, чем “Санофи Авентис” – 5 долларов вместе прежних 8-ми. В свою очередь директор “Натали Фарм” Асатур Асатрян сказал, что их ценовое предложение составляло 3,3 доллара (без НДС) за флакон инсулина по 10 мл. Это действительно более доступная цена, чем та, которую предложила выигравшая тендер компания “Санофи Авентис” – 4-6 евро. На вопрос, почему предпочтение не было отдано “Натали Фарм”, Сурен Крмоян сказал, что при проведении тендера кроме цены учитывают и другие обстоятельства. “Тендер – это довольно сложный процесс. Мы четко изложили условия его проведения: компании помимо цен обязаны представлять также программы. Например, компания должна взять на себя обязательство в последующие годы осуществить благотворительную программу стоимостью 1 млн долларов или предоставить больным бесплатные аппараты”,- отметил руководитель аппарата МЗ. Он также сказал, что если поступят более выгодные предложения, чем предложение выигравшей тендер компании, то министерство обратится в правительство, чтобы получить соответствующие указания относительно дальнейших действий. 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter