HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Армен Аракелян

Когда игроки не доверяют друг другу

Первый раунд переговоров власть-Армянский национальный конгресс состоялся: 18 июля в гостинице “Эребуни” прошла первая встреча делегаций, назначенных АНК и властной коалицией, которая носила скорее ознакомительный характер и была направлена на уточнение взаимных ожиданий и рамок полномочий.

Однако существенным для обеих сторон было не столько содержание переговоров, сколько сам факт проведения встречи. Тем самым власть проявила готовность к диалогу, а конгресс получил чрезвычайно важный для себя статус потенциального правопреемника власти. Эта встреча переместила игру исключительно в рамки власть-конгресс, оставив за этими рамками все остальные политические силы. То есть вопрос, имеющий для АНК  первоочередное и стратегическое значение, конгресс решил с неожиданными даже для себя дополнительными дивидендами.

Во-первых, руководитель коалиционной делегации Давид Арутюнян заявил, что их делегация, сформированная в результате политического решения коалиции, представляет исполнительную власть и президента страны как руководителя коалиции. Такой мандат, конечно, не может полностью удовлетворять ожидания конгресса, но он хотя бы обеспечивает основы для продолжения переговоров.

Проблема в том, что властную делегацию сформировал не президент страны в качестве верховной власти, а коалиция. Это, конечно, заметно снижает планку переговоров, но создает предпосылки для продолжения данного процесса, чем конгресс поспешил воспользоваться, распространив специальное заявление о своей готовности продолжать переговоры с коалиционой рабочей группой в этом формате.

Вторым тактическим достижением конгресса стало заверение руководителя коалиционной делегации в том, что у них нет табу на обсуждение какого-либо вопроса, а это означает, что власть не отказывается даже от обсуждения вопроса о внеочередных выборах. Правда, придется еще выяснить, о чем идет речь – о проведении внеочередных выборов или об обсуждении возможности замены их альтернативными решениями. Ранее в своем заявлении о диалоге президент страны дал понять, что коалиционная делегация может обсуждать все политические вопросы, за исключением механизмов проведения внеочередных выборов.

Эту проблему нельзя считать неважной или второстепенной, поскольку если коалиционная рабочая группа действительно уполномочена вести переговоры вокруг вопроса о проведении внеочередных выборов, то это означает, что с одной стороны власть теоретически не исключает такую перспективу, с другой – идет на уступки в самых принципиальных для себя вопросах. Последнее может быть воспринято как проявление слабости или паники.    

Если же конгресс собирается обсуждать не возможность проведения внеочередных выборов, а возможность представления обоснованности их проведения и замены этих выборов альтернативными решениями, то он не добьется выполнения своего ключевого требования. Потому что это противоречит основополагающему подходу, согласно которому единственный выход из сложившейся ситуации – проведение внеочередных выборов. Нельзя сперва предлагать подобный альтернативный путь, а потом обсуждать, как его можно обойти. То есть эта проблема выявит степень принципиальности и последовательности обеих сторон.

В АНК хорошо понимают деликатность и необычность создавшейся ситуации. Пожалуй, именно этим объясняется распространение два дня назад заявления конгресса о готовности продолжить переговоры. Заявление скорее отразило осторожность АНК, нежели его ожидания от переговоров. Этим заявлением конгресс выдвинул властям 4 новых требования, два из которых имеют для АНК значение гарантий. Во-первых, конгресс требует проводить дальнейшие встречи в нейтральном  месте.

Как известно, первая встреча состоялась на административной территории созданного при президенте Общественного совета. Недоверие к этой структуре АНК выразил еще в дни его создания, и этим своим требованием конгресс фактически хочет нейтрализовать впечатление того, что переговоры проходят под патронажем ОС, а значит под патронажем властей. 

Другое требование – транслировать встречи в прямом эфире либо после каждой встречи предоставлять делегации АНК как минимум полчаса прямого эфира на Первом канале Общественного телевидения. Этим конгресс хочет создать возможность  воспользоваться пропагандистскими ресурсами эфира. Однако основная цель состоит в том, чтобы иметь возможность нейтрализовать возможное общественное недоверие и сомнения в том, что участвовать в переговорах значит "плясать под дудку" властей. Конгресс просто пытается показать, что не пойдет на закулисные и сепаратные договоренности с властью.

Неважно, будут ли удовлетворены эти требования, конгресс не выдвигает их в качестве ультиматума или предусловий. В этом заявлении нет ни слова о том, что предпримет АНК, если эти требования не будут выполнены. Нельзя исключать, что отказ от выдвижения предусловий преследует цель не испортить удачный старт самих переговоров. Во-вторых, это заявление направлено скорее на защиту позиций: если предъявленные требования не будут выполнены, то это уже будет проблема не АНК, а власти.     

Трудно сказать, как будут разворачиваться дальнейшие события. Во всех случаях сложившаяся в Армении ситуация действительно беспрецедентна. Ранее никогда не было ситуации, когда власть и радикальная оппозиция по какому-либо вопросу садились за стол переговоров. Пока это воспринимается как игра, как среда для маневрирования и проявления тактических приемов, однако после первых же результатов это может привести к формированию серьезного общественного мнения и способствовать утверждению новой политической культуры. Для этого необходим только один атрибут: искренность сторон и преданность достижению реальных перемен. А это именно та деталь, которой недостает в начавшемся процессе.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter