
Гражданского контроля над армией нет
Интервью с директором Центра журналистских военных исследований «Доктрина» Джасуром Сумеринли
-Есть ли у Азербайджана своя военная доктрина? В чем ее предназначение?
-Военная доктрина Азербайджана была принята парламентом страны в 2010 году. Документ отражает достаточно сбалансированную, но неопределенную стратегию в отличие от принятой в 2007 г. Концепции национальной безопасности.
После августовских событий 2008 года - военного вторжения России в Грузию вице-спикер Милли меджлиса Зияфет Аскеров заявил, что проект военной доктрины Азербайджана должен быть усовершенствован. Этот документ должен быть всесторонним и сбалансированным, сказал З. Аскеров.
Если в Концепции национальной безопасности отмечалось, что стратегической целью Азербайджанской Республики является интеграция в Европейские и Евроатлантические структуры в области политики, безопасности, экономики и др. и подчеркивалось стремление к сотрудничеству с НАТО, то в Военной доктрине эти идеи размыты.
Так, в Военной доктрине уже не отражено совместное сотрудничество Азербайджана с НАТО в устранении нестабильности, конфликтов , вызовов и угроз на Евроатлантическом пространстве.
-Кто является военно - стратегическим партнером Азербайджана и насколько наша страна может рассчитывать на поддержку своего партнера?
-Реальным военно-стратегическим партнером Азербайджана является Турция. Однако с этой страной у Азербайджана нет документа по военно-стратегическому партнерству. 16 августа минувшего года президенты обеих стран подписали в Баку соглашение под названием «О стратегическом партнерстве и взаимопомощи». Документ включает в себя военно-политические вопросы, военное и военно-техническое сотрудничество, вопросы безопасности, экономические и гуманитарные вопросы. Гарантию своей безопасности Азербайджан видит в Евроатлантической интеграции, в кооперации с Турцией. Документ дает основание Азербайджану рассчитывать на более широкую и оперативную поддержку, здесь речь идет также и о помощи в области вооружения. Согласно военной доктрине, в Азербайджане могут быть размещены иностранные военные базы. С этой точки зрения перспектива присутствия Турции в Азербайджане (в особенности в Нахичеванской Автономной Республике) достаточно позитивна. Если учитывать, что в Армении расположена российская военная база, то наличие в Азербайджане турецкой военной базы выглядит достаточно логично.
Что касается вопроса, насколько Азербайджан может рассчитывать на поддержку своего партнера, то вышеназванное соглашение с Турцией, не предусматривает, по мнению большинства экспертов, военную поддержку со стороны этой страны. Однако Турция продолжит поддерживать Азербайджан в вопросе урегулирования Карабахского конфликта, поддерживать переговорный процесс. В то же время подписанный между Азербайджаном и Турцией документ, повышает ответственность Турции в вопросе поддержки территориальной целостности Азербайджана. Если ранее, на основе Карского договора, Турция брала на себя безопасность НАР, то теперь эта ответственность относится к территории всего Азербайджана.
-Насколько участие или неучастие Азербайджана в военных блоках оказывает влияния на политику страны в военной сфере?
-Подписание Азербайджаном в 1994 году Программы НАТО «Партнерство во имя мира», стало причиной многочисленных реформ в секторе обороны и безопасности. В 1997 году военные вузы страны перешли на натовскую систему, а в 2001 году выпускники этих вузов получили дипломы в соответствии с натовскими стандартами. В 2005 году между Азербайджаном и НАТО был подписан «Оперативный план индивидуального Партнерства»(IPAP). В рамках документа были проведены штатно-структурные изменения, которые, к сожалению, все еще не завершены. В настоящее время стороны согласовывают третий этап IPAP.
Считаю, что более тесное сотрудничество с НАТО могло бы способствовать ускорению работ по усовершенствованию Вооруженных Сил АР. К сожалению, после августовских событий 2008 года в Грузии, отношение Азербайджана к альянсу изменилось, став более прохладным. Присоединение Азербайджана 25 мая 2011 года к «Движению Неприсоединения» пошло не на пользу отношений с НАТО. Думаю, что каждый день пребывания Азербайджана в этой структуре («Движение неприсоединения») наносит ущерб возможностям, силе и перспективе Азербайджана.
-Какие международные организации и по каким соглашениям осуществляют контроль над вооружением и военной деятельностью в Азербайджане, и с какой целью это делается?
-Документы по сотрудничеству НАТО с Азербайджаном в основном предусматривают внедрение механизма демократического контроля над армией. В настоящее время идет работа над документом "Оперативный план партнерства по формированию оборонных институтов" (PAP-DIB). Этот документ утверждает необходимость создания демократических институтов в области обороны. Есть также вышеупомянутый документ с НАТО « Оперативный план индивидуального партнерства» (IPAP), также предусматривающий контроль над армией.
Но в настоящее время в азербайджанской армии реально контроль со стороны какой-либо международной структуры не осуществляется. Свою поддержку и помощь предлагают такие структуры, как ОБСЕ, Совет Европы, Организация военных ассоциаций Европы (EUROMIL), Женевский центр над вооруженными силами (DCAF). Все они предлагают помощь в организации гражданского контроля над армией. Однако, Азербайджан пока такую конкретную помощь не принимает.
Написать комментарий