HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Армен Аракелян

Ловушка для ППА или президент идет на уступки?

У Сержа Саргсяна есть все возможности единолично принять решение о назначении следующего премьер-министра Армении. И в действительности он не нуждается в проведении консультаций с другими политическими силами. В условиях системы управления и политической культуры в Армении эта констиутционная норма носит полностью формальный характер. Она имела бы практическое значение, если бы президент не пользовался поддержкой абсолютного большинства в парламенте. И несмотря на это, он откладывает вопрос назначения премьер-министра до последнего момента предусмотренного Конституцией срока, мотивируя это проведением дополнительных консультаций с политическими силами.  

Здесь есть два возможных варианта. Во-первых, проведение консультаций с представителями политического поля и особенно решение вопроса о назначении премьер-министра при их поддержке вытекает из объективной необходимости, и Серж Саргсян здесь абсолютно не гонится за формой. Это значит, что соотношение политических сил изменилось, президент считает, что в действительности не пользуется поддержкой политического большинства в парламенте, либо она больше не помогает ему решать ключевые политические вопросы. Таким образом, президент косвенно подтверждает, что на данный момент парламент не легитимен и не отражает реальный вотум доверия общества. Но в этом случае он обязан не отставку правительства принимать и назначать нового премьера, а распустить парламент и назначить новые выборы. Этого требует логика классической демократии и здоровой политической практики. И хотя парламент вместе с политическим большинством на самом деле нелегитимен, однако ни власть, ни лично Серж Саргсян никогда в этом не признаются.    

Остается второй вариант. А именно, эти консультации вытекают из политических расчетов и имеют совершенно другое, тактическое значение. Президент ведет политическое поле в плоскость повестки постепенной сдачи им власти и предлагает подходить к вопросу назначения премьер-министра и нового кабинета именно с этой точки зрения. 

Не случайно, что власть изначально предложила на пост премьера именно кандидатуру Овика Абрамяна. Последний был самым удобным компромиссным кандидатом для сил, требовавших отставки правительства, учитывая особенность его личных отношений с лидером партии “Процветающая Армения” Гагиком Царукяном и наличие опыта работы в исполнительном органе с АРФ Дашнакцутюн.

Сама по себе готовность идти на компромиссы показывает, что какими бы прочными и непотопляемыми ни считал Серж Саргсян основы своей власти, он в этом не совсем уверен и считает, что вероятность социального взрыва по инициативе четырех невластных парламентских сил, обусловленной этим политической дестабилизации, а также непредсказуемых для власти процессов очень велика. Этим силам он просто предлагает портфели в новом правительстве, а также смену альтернативного или оппозиционного статуса на статус властных сил, а также взять на себя ответственность за устранение последствий провала предыдущего правительства. Этим он решит одновременно два вопроса. Во-первых, создаст имитацию так называемого правительства национального согласия, показав, что новое правительство будет руководствоваться требованиями, вытекающими из общественных интересов, а не интересами конъюнктуры. Во-вторых подвергнет блокаде партию “Процветающая Армения”, показав, что все это время ее совместные инициативы с АРФ Дашнакцутюн, Армянским национальным конгрессом и “Наследием” были направлены только на получение должностей и пользование властной кормушкой. Лишив авторитета ППА, а возможно и АРФД, власть нейтрализует политические основы для социального бунта и добьется очередного разочарования всей оппозицией со стороны общественности. А это одно из необходимых условий нейтрализации опасности, угрожающей власти. 

Однако ППА спутала планы Сержа Саргсяна, поскольку приняла нестандартное и неожиданное для президента решение – не обсуждать пока с властью вопросы формирования новой коалиции и получения портфелей в исполнительной власти. Более того, до окончательного решения в исполнительном органе РПА вопроса о назначении Овика Абрамяна на пост премьер-министра, Гагик Царукян добился совместной встречи с лидером АНК Левоном Тер-Петросяном и лидером партии “Наследие” Раффи Ованнисяном, четко показав свою склонность к более радикальным позициям. В этом вопросе Гагик Царукян одержал маленькую тактическую победу над Сержем Саргсяном.  

Последний, пытаясь сделать более убедительной свою склонность к компромиссам, во время состоявшегося 10 апреля совещания, посвященного результатам работы комиссии по конституционным реформам, заявил, что не собирается больше выдвигаться на пост президента, и даже если комиссия по конституционным реформам окончательно остановится на варианте перехода от полупрезидентской системы управления к парламентской, то он не будет претендовать также на пост наделенного сверхполномочиями премьер-министра. Таким образом, президент попытался убедить, что не имеет намерения сохранить власть, следовательно происходящие сейчас процессы следует воспринимать в контексте его ухода. Понятно, что подобное заявление является чересчур прямым и серьезным, чтобы думать, что он просто лжет, готовя ловушку для оппозиции. Но с другой стороны никто не наивен до такой степени, чтобы под этим видеть капитулянтский шаг президента к добровольному уходу. По сути, речь идет о решении вопроса преемника власти, и Серж Саргсян приглашает политические силы принять участие в этом плавном процессе, преподносит отказ от притязаний на власть как принципиальную уступку, адресованную политическому полю, ППА и АРФД.   

Однако тот факт, что Царукян организовал встречу с Тер-Петросяном и Раффи Ованисяном почти сразу после этих заявлений, позволяет предположить, что под этим ППА видит скорее признаки слабости, паники со стороны власти, нежели толерантность, и пытается получить как можно больше дивидендов, то есть: или заставить президента уступить ему как можно большую часть власти, или пойти дальше – выдвинуть требование о полной смене власти. Последний вариант пока кажется крайне нереальным, потому что ППА не осмеливается выдвигать четкое требование отставки Сержа Саргсяна.

Нестандартный шаг ППА, свидетельствующий о том, что Царукян стал чуть более самоуверенным и менее контролируемым для власти, вынуждает президента подходить к ситуации более серьезно и тонко, вести более гибкую политику. Она может заставить пересмотреть решение о назначении премьером Овика Абрамяна, чем и объясняется откладывание решения об утверждении кандидатуры премьер-министра до ближайшего понедельника.   

Так что открылся большой политический “базар”, и понятно, что в ближайшие дни за кулисами будет происходить серьезный торг.

 

 

 

Комментарии (2)

Վարազ Սյունի (Ամստերդամ)
Հոդվածի այս մասը ճիշտ վերլուծություն չէ՝............... «Սա նշանակում է, որ քաղաքական ուժերի հարաբերակցությունը խախտվել է, նախագահը համարում է, որ իրականում չունի քաղաքական մեծամասնության աջակցությունը խորհրդարանում կամ այն իրեն չի օգնում այլևս լուծելու առանցքային քաղաքական խնդիրները: Այդպիսով նախագահը անուղղակիորեն հաստատում է, որ այս պահին խորհրդարանը լեգիտիմ չէ և չի արտացոլում հանրային վստահության իրական քվեն»:....................Մեծամասնություն չունենալը խորհրդարանի անլեգիտիմություն չէ:
Հեղինակ
Հարգելի պարոն Սյունի լեգիտիմությունը միայն իրավաչափութունը կամ օրինական լինելը չէ: ենթադրում եմ՝ դա նկատի ունեք: Խորհրդարանը դառնում նաև ոչ լեգիտիմ այն դեպքում, երբ այնտեղ հաստատված ուժերի հարաբերակցությունը չի արտացոլում հասարակության վստահության քվեի իրական բաշխվածությունը: Այսինքն այն, ինչ առկա է ներկայիս խորհրդարանում: Խոսքը տվյալ պարագայում վերաբերում էր այդ փաստը, ուղղակի թե անուղղակի, իշխանության կողմից խոստովանելուն:

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter