
Духовенство должно понять, что нельзя проповедовать одно, а делать другое
На вопросы “Hetq”-а отвечает дьякон армянской церкви святой Мариам в Вашингтоне Завен Каладжян
- В чем причина того, что проживающие в Вашингтоне армяне мало что знают об Армении? У меня такое впечатление, что они оторваны от Армении.
- Нельзя однозначно утверждать, что диаспора не интересуется Арменией. Другое дело, что в диаспоре ничего для Армении не организуется. Есть и другая сторона вопроса: в Америке главной проблемой является сохранение армянской идентичности, и армяне объединяются именно вокруг этой цели.
На это направлены и все усилия нашей церкви, поэтому мы меньше думаем о том, как можно помочь Армении в вопросах утверждения демократии, защиты прав человека, развития образовательной системы. С другой стороны я не вижу, чтобы в Армении искренне пытались приобщить диаспору ко внутренней жизни Армении. Предполагаю, что они не хотят участия диаспоры, поскольку в этом случае им придется в какой-то мере уступить свое место. Диаспора не участвует в реализации программ даже путем осуществления инвестиций.
Деньги посылают, но не следят за тем, как они расходуются. Может, и следят, но обмануть очень легко. Я думаю, что если бы правительство приглашало специалистов из диаспоры в качестве консультантов, чтобы разобраться, как решать конкретные проблемы, если бы происходил обмен мнениями и т.д., то можно было бы добиться серьезных успехов. В конце концов в диаспоре есть опытные специалисты, которые готовы помочь Армении.
Приведу пример из своего опыта. В 2001 г. меня пригласили в Армению, чтобы помочь им в инженерных делах, им понравилась моя работа. Я остался в Армении 6-7 лет, за это время работал в церкви. Очень многие оценили то, что я приехал из США в Армению, и мне было приятно, что я могу помочь людям. Это очень важно.
- Если в Армении оценили Вашу работу, почему Вы вернулись в Вашингтон?
- Мои родители жили в США, они старели, скучали по внукам. Это была очень серьезная причина для того, чтобы вернуться в Америку. С другой стороны я хотел получить в Армении сан священника и остаться там, однако у меня возникли разногласия с Католикосом, и я подумал, что свое будущее должен строить в другом месте.
- Фактически Вас не совсем оценили по достоинству...
- Меня и ценили и не ценили. Вы знаете, что давление оказывается не только на рядовых граждан, но внутри церкви. Одним словом, когда я убедился, что мне нужно думать о своей профессиональной карьере, а к этому прибавились еще и проблемы с родителями, то мы решили вернуться в США. Но у нас есть цель приехать в Ереван.
- В прессе появились публикации о высокопоставленном священнослужителе, который получил в подарок дорогой автомобиль и оружие. Как Вы думаете, не оказывают ли воздействие подобные явления на связь церковь-общество?
- Теоретически получение подарка в виде дорогого автомобиля не может чему-либо помешать, человек получил подарок от своего крестника. Но если у людей сформировалось мнение, что церковь мало что дает народу и только требует у него, к тому же многое получает от диаспоры, это уже совсем другой вопрос.
Если простые граждане видят, что высокопоставленые священнослужители наслаждаются жизнью, тогда как они сами живут тяжело, то это отталкивает людей от церкви. Именно этот факт толкает народ на то, чтобы получать духовную пищу из других источников. Почему церковь так себя ведет, я не могу сказать.
Может, такое поведение унаследовано от советской системы, а может, духоваенство боится раскрыться перед народом... Если были они жили так, как жил Иисус Христос, то должны были проявлять скромность и готовность к служению народу. Не хочу говорить, что свою долю вины имеет и народ, но именно народ возвышает духовенство. Однако народ не виноват, потому что не знает других путей.
Да, нужно проявлять уважение к священнослужителям, но не надо относиться к ним так, будто они неприкасаемые личности. Мне бы хотелось видеть церковь в роли помогающей, приходящей на помощь в трудную минуту, чтобы духовенство показывало народу, что живет так, как проповедует жить. Христианство не предполагает легкой жизни, оно предполагает праведную жизнь, и священннослужители должны понять, что нельзя проповедовать одно, а делать другое.
Комментарии (7)
Написать комментарий