HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Армен Аракелян

Четверка дает “разрешение” властям на установку таможенного пункта на границе с Арцахом?

В 12-ти требованиях, выдвинутых властям четверкой невластных сил, самым неопределенным является единственный пункт о внешней политике. Этим пунктом четверка требует от властей не подписывать какое-либо международное соглашение, которым будет предусмотрено изменение установленных отношений между Арменией и Карабахом, включая единый экономический режим.  

Очевидно, что это требование вытекает из условия о дистанцировании Армении от НКР в правовом и политическом планах, выдвинутого Казахстаном в рамках членства РА в Евразийском экономическом союзе. Однако формулировка требования носит настолько общий характер, что трудно понять, что имела в виду четверка – исключение подписания соглашения, предусматривавающего конкретно установку таможенных пунктов, или что-то другое.

В требованиях речь идет о сохранении существующего в настоящее время экономического режима или его отсутствия. Но то, что требует Назарбаев, имеет мало общего с экономическими отношениями. Учитывая крайне принципиальное и жизненное значение проблемы Нагорного Карабаха для Армении, ЕЭС может руководствоваться известным принципом “и волки сыты, и овцы целы”, то есть потребует установить таможенный пункт между Арменией и НКР, но будет закрывать глаза на их чисто символическое значение. Тем самым Армения де-юре оградится от НКР, но де-факто будет продолжать оставаться с Нагорным Карабахом в одном и том же экономическом и политическом пространстве, а НК фактически станет неформальным членом ЕЭС. Звучащие со стороны официальных кругов Армении заявления о том, что Армения так или иначе не вступит в ЕЭС вместе с НКР, о чем сказал также президент Серж Саргсян, позволяет думать, что власти Армении не только не исключают такой вариант, но даже, возможно, рассматривают его как промежуточное, временное решение с целью преодоления создавшейся тупиковой кризисной ситуации.

Однако то, что потребовали от Армении в Астане устами президента Казахстана и в рамках чего до 1 июля, пожалуй, будут происходить закулисные процессы и с Арменией, и с Азербайджаном, и с Турцией, то есть момент принятия окончательного решения о членстве Армении в ЕЭС, касается не формирования отношений по принципу “де-юре отдельно от Армении, де-факто вместе с Арменией в ЕЭС”, а изменения статуса Нагорного Карабаха. Если Армения вступает в ЕЭС по обозначенному Назарбаевым сценарию, то есть посредством установки таможенных пунктов, то НКР как непризнанный субъект самопроизвольно оказывается под протекторатом признанной ООН соседней страны – Азербайджана, в рамках его границ. В противном случае члены ЕЭС как минимум будут вынуждены подтвердить, что таможенный пункт должен быть установлен между Арменией и суверенной НКР, тем самым де-факто и частично де-юре признав субъектность и суверенитет НКР. К этому на данный момент не готова ни одна из стран ЕЭС, если не сказать, что они действуют именно в направлении нейтрализации такой возможности.

Азербайджан заявляет, что не имеет намерения присоединиться к ЕЭС. Но если до недавнего времени Баку утверждал, что вообще не имеет такого намерения, то вчера начальник отдела внешних связей администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов заявил, что “в настоящее время” перед ними такая задача не стоит. А это значит, что “настоящее время” может истечь в любой момент. Если представим, что России удастся затащить в ЕЭС также Азербайджан, то его, естественно, примут в эту структуру в признанных ООН границах. То есть получится, что НКР де-факто будет в ЕЭС вместе с Арменией, а де-юре – в составе Азербайджана. 

Если даже Баку удастся каким-то образом уклониться от сильного прессинга Москвы и избавиться от перспективы насильного присоединения к ЕЭС, к чему Баку всячески стремится, то изменение статуса НКР обепечит ему серьезные пропагандистские и политические дивиденды. Дело в том, что когда страны-члены ЕЭС в вопросе Армении подчеркивают необходимость сохранения признанных ООН границ, то есть необходимость установки таможенных пунктов, то они прямо или косвенно переводят проблему НК в плоскость территориального спора между Азербайджаном и Арменией, в контексте которого Армения воспринимается как агрессор. То есть Азербайджан и Казахстан стремятся превратить вопрос членства Армении в ЕЭС в манипуляционное средство искажения сути нагорно-карабахского конфликта и на евразийской арене, полной нейтрализации фактора права карабахцев на самоопределение.     

И с этой точки зрения становится существенно следующее: не означает ли включение в выдвинутые властям требования столь зыбкой формулировки, что четвека невластных сил дает властям карт-бланш на осуществление действий по назарбаевскому сценарию? В настоящий момент, когда Ереван стоит перед необходимостью принять конкретное решение, такая неопределенность кажется излишним и даже опасным кокетством со стороны оппозиции.  

Во всяком случае при таких формулировках любой шаг властей можно прокомментировать любым образом, исходя из данной ситуации, политической конъюнктуры, отношений, существующих между силами четверки и с властью, расклада политических сил. И тогда может получиться так, что пока внутри четверки будут спорить о том, насколько подписание договора о членстве в ЕЭС вытекает или противоречит 12-му пункту их требований, власти могут сделать шаг в назарбаевском направлении, что уже нельзя будет пресечь.

 

 

Комментарии (1)

Վեհարի
Մեր օրինական պահանջների դիմաց 88-ի արհեստական երկրաշարժ և պատերազմ հրահրողները, այսօր մեր ազգի գլխին մութ ամպեր կուտակողները նույն կերակրամաններից սնվող, նույն դավադիր ոժերն են:

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter