Не посещавшая школу 17-летняя Аделина мечтает стать полицейским
17-летняя Аделина Хачикян никогда не посещала школу. Читать и писать ее научила старшая сестра, которая уже вышла замуж и переехала в село Бердаван. Аделина вместе с матерью и двумя братьями живет в приграничном селе Коти Тавушской области. Ее мать Анаит Хачикян рассказывает, что когда нужно было отправить дочку в школу, для семьи начался трудный период: муж серьезно заболел, они оказались в тяжелом социальном положении. Младшего сына Анаит отправила в школу только после смерти мужа. Сейчас 16-летний Хачик учится в 7-ом классе. После окончания 9-го класса он будт призван в армию. На вопрос, почему вместе с братом она не отправила в школу и Аделину, Анаит затруднилась ответить. “А я всегда дома писала и читала,- присоединилась к разговору Аделина. – Тетрадь и ручка постоянно были со мной”.
Весной прошлого года один из знакомых Хачикянов сообщил сотрудникам ноемберянского филала общественной организации “Мост надежды”, что в их селе есть ребенок, который не получил даже начального образования. Представители организации встретились с матерью Аделины и предложили ей, чтобы девочка хотя бы дважды в неделю посещала их центр, где с ней будут заниматься. Организация договорилась со старостой села Коти, чтобы Аделину на сельском автобусе бесплатно привозили и увозили обратно. Аделина с удовольствием рассказывает о занятиях в организации “Мост надежды”, показывает свои тетради, где постепенно становилось все меньше исправлений красной ручкой. Сейчас девочка уже читает художественные книги.
Гаяне Харатян, занимавшаяся с Аделиной в ноемберянском филиале “Моста надежды”, отмечает, что за это время девочка добилась больших успехов – она уже свободно рассказывает, значительно улучшила устную речь.
“Аделина очень умная и способная девочка. Ей просто нужно помочь, дать направление. Сейчас она настолько продвинулась, что уже не нуждается в моей помощи. Но мне доставляет удовольствие заниматься с ней”,- добавляет Г.Харатян.
Когда я спросила Аделину о подругах, она сказала, что у нее очень хорошие отношения с сотрудниками организации “Мост надежды”, но сверстниц там нет. В селе у нее тоже нет подруг. Большинство девушек ее возраста уже студентки.
Старший брат Аделины, 24-летний Воскан, проучился в школе лишь три года. После этого он начал помогать родителям вести хозяйство. Сейчас Воскан хочет получи ть аттестат об окончании школы, но в Коти ему сказали, что для этого нужно сдать эксзамены в одной из старших школ Еревана.
Если в местной школе документы Воскана сохранились, то у Аделины никаких документов в каком-либо образовательном заведении нет. Аделина не знает, что можно сделать в этой ситуации, но она убеждена, что если ей придется сдавать экзамены, она их сдаст.
О своих мечтах Аделина говорит очень осторожно, так как считает, что пока они несбыточны. Чтобы осуществить свою мечту, ей как минимум нужен школьный аттестат или деньги.
“Мне очень хочется выучиться на парикмахера. Но трехмесячные курсы стоят 50 тысяч драмов, поэтому я не смогла поступить”,- говорит девочка.
“Но ваши говорят, что ты хотела стать полицейским…”,- напомнила я ей. “Да, это мечта моего детства. Но она так и останется мечтой, сейчас уже мне это не удастся”,- ответила Аделина.
Брат и сестра вспоминают, как в детстве играли в полицейских и мечтали, что когда вырастут, то станут настоящими полицейскими. Сейчас Хачик об этом уже не думает, говорит, что нужно просто зарабатывать на жизнь.
Сегодня от некогда большого и добротного дома Хачикянов остались только воспоминания. Крыша дома пока держится, но местами все же протекает, часть окон покрыта полиэтиленовой пленкой. В своем большом доме члены семьи используют лишь три комнаты, которые отделены друг от друга занавесками. Остальные комнаты находятся в аварийном состоянии.
Единственной роскошью в доме можно считать домашние растения. Из мебели есть только несколько кроватей, несколько стульев, стол и старая печка. В этом году самым большим “богатством” семьи стал выращенный на приусадебном участке лук.
Отец Аделины Варужан умер в 2006 году. В свое время он получил высшее образование, работал главным архитектором города Иджевана. После Спитакского землетрясения 1988 года он уехал помогать пострадавшим. Увиденные в зоне бедствия картины произвели на него настолько сильное впечатление на него, что он потерял душевное равновесие.
С 1990-х- годов социальное положение семьи начало потихоньку ухудшаться. Как говорит Анаит, своих детей она не растила, а лишь пыталась поддержать их существование. В семь не любят говорить о болезни Варужана, но на стенах домов до сих пор сохранились его записи и рисунки.
Анаит вспоминает, какими тяжелыми были годы, предшествовавшие смерти мужа. Ей приходилось постоянно ухаживать за ним, поэтому времени на то, чтобы заниматься вопросами образования детей, не оставалось. После смерти отца все заботы о семье легли на плечи Воскана. Постоянной работы у него не было. В селе он выполнял любую работу, параллельно пытался заниматься сельским хозяйством, но оно приносило небольшой доход. На содержание скота тоже требовались деньги, которых у Хачикянов не было.
Для них стабильным доходом является семейное пособие, а также пособия Хачика и Аделины, которые онит получают как не имеющие отца несовершеннолетние. Анаит переживает, что в феврале, когда Аделине исполнится 18 лет, они лишатся этих денег.
“Любой родитель хочет, чтобы его ребенок добивался своей цели, но для этого нужны возможности,- говорит Анаит. – Но что делать, если нет возможностей. Очень хочешь, но не можешь”.
Комментарии (3)
Написать комментарий