
19 лет спустя бывший военный прокурор сообщил оперативные данные
По делу бывшего солдата Артура Мкртчяна, который в 19 лет был осужден к смертной казни (с 2003 г. – к пожизненному заключению) по обвинению в убийстве сослуживцев, появились вновь открывшиеся обстоятельства. Об этом Hetq.am сообщил представитель Артура Мкртчяна, юрист Хельсинкского комитета Армении, член Адвокатской палаты Роберт Ревазян. Он уже обратился к генпрокурору РА Геворку Костаняну с просьбой возбудить производство по пересмотру уголовного деле на основании вновь открывшихся обстоятельств.
В Центральном архиве судов Hetq.am ознакомился с уголовным делом рядового Артура Мкртчяна, который в 1997 г. был осужден Верховным судом к смертной казни, а также взял у него интервью в уголовно-исполнительном учреждении “Нубарашен”.
Напомним, что в ходе предварительного следствия в 1996 г. пожизненно осужденный вследствие пыток дал самопризнательные показания. Однако начиная с судебного процесса Мкртчян утверждал, что невиновен, что пятерых сослуживцев убил не он, а трое неизвестных, которые прибыли на позиции военной части в Коти с целью приобретения оружия.
Какое новое обстоятельство открылось по делу Артура Мкртчяна
Основанием для обращения к генпрокурору РА стало опубликованное Hetq.am 6 февраля с.г. интервью с бывшим военным прокурором РА Гагиком Джангиряном, озаглавленное “Смертный приговор, основанный на предположениях”. В своем интервью бывший военный прокурор сообщил некоторые оперативные данные, в частности то, о чем рассказал в суде Артур Мкртчян. Согласно его показаниям, в ночь с 10-го на 11-е июня 1996 г. солдат на контрольно-пропускном пункте убили трое неизвестных. В ходе предварительного следствия Артур был вынужден дать самопризнательные показания, поскольку в противном случае эти трое могли убить и его родных. На судебном заседании Мкртчян сообщил, что автомобиль неизвестных он видел на расстоянии двух-трех метров и в тот момент, когда они убивали его друзей. Той ночью на КПП Артур видел “Ниву” с госномерами Военной полиции, в которой находились три человека, шла торговля оружием. Один из незнакомцев заставил его встать на колени и не двигаться. В это время он услышал звуки выстрелов. Когда машина отъехала, Артур пошел к окопам и увидел там тела солдат. Он испугался и убежал. Артура объявили в розыск, а нашли через 15 дней в Севане.
Однако в приговоре, вынесенном коллегией по военным делам Верховного суда, говорится: “Показания подсудимого А.Мкртчяна, данные им на судебном заседании, коллегия опровергает по причине их недостоверности. Эти показания противоречивы, а его объяснения по поводу самопризнательных показаний, данных им в ходе предварительного следствия, носят формальный характер и противоречат друг другу”. Суд решил, что Артур тем самым пытается избежать ответственности.
Спустя почти 19 лет бывший военный прокурор продтвердил показания Артура Мкртчяна: в тот день на позициях находились неизвестные лица, которые приехали покупать оружие.
В своем интервью Гагик Джангирян отметил: “Мое участие в этом деле пришлось на 1997 год, когда Артур уже был осужден. Жители Нор Ачна, собравшие подписи, и родители осужденного солдата обратились ко мне с просьбой начать новое производство по этому делу. Да, в 1997 г. я встречался с Артуром Мкртчяном. Он был полностью осведомлен об этом случае и рассказал об убийстве трех солдат. Не хочу сообщать вам оперативные данные, но прибывшие на позиции люди фактически приехали покупать оружие у Артура Мкртчяна. Не исключаю, что двоих, возможно, убили другие. Но то, что Артур виноват в убийстве трех солдат, я ни секунды не сомневаюсь… К счастью или несчастью, когда этот случай произошел, я не был военным прокурором, поэтому не имею отношения к приговору по этому делу. Но я возбудил производство, отдал поручения оперативным органам, которые не нашли оснований для повторного рассмотрения дела. Не исключаю, что сейчас они могут быть получены”.
В 1996 г. оперативные данные не стали предметом изучения
В беседе с нами адвокат Роберт Ревазян отметил: “В своем интервью бывший военный прокурор подтвердил, что на позициях находились неизвестные лица, которые приехали с целью покупки оружия. Все это доказывает, что в 1997 г. суд вынес необоснованный приговор, а вопросы, касающиеся мотивов убийства пятерых солдат, совершивших это преступление лица и других обстоятельств, были проанализированы неправильно. Полученные оперативные данные никогда не становились предметом судебного исследования, а защите ничего о них не было известно. Да, сообщение военного прокурора является вновь открывшимся обстоятельством, доказывающим невиновность Артура Мкртчяна или как минимум меньшую степень его вины по сравнению с той, на основании которой его осудили”.
Комментарии (2)
Написать комментарий