
Многодетная мать: “Ребенок ни в чем не виноват, но страдает именно он…”
Стоявшая в очереди в кабинет старосты села Каракерт женщина – мать шестерых детей Света Сиреканян.
Покрытая морщинами, съежившаяся женщина уже в который раз приходит сюда, чтобы услышать об очередном отказе на свои заявления – ни президент, ни Царукян не могут помочь ей отремонтировать дом. Долг за электроэнергию , которая составляла 20 тысяч драмов, заплатил староста.
По узкой дороге направляемся к дому Светы. “Опять отказали”,- прервав молчание, сказала она. Возле дома нас встречает самая младшая из детей – 2,5-летняя Ангел. При виде матери девочка бросилась ей на шею с вопросом: “Ты принесла мне конфеты?” “Нет, Ангел джан”,- еле слышно ответила Света. “Сегодня утром она проснулась и говорит мне: мама, я во сне конфету ела. Купишь мне? Я пообещала ей. И сейчас она напомнила мне об этом”,- пояснила Света.
Отрыв дверь, мы оказались в ее доме. Нас встретила старшая дочь – Маргарита. Ей 26 лет. Она недавно развелась с мужем и вернулась к матери. Из-за холода Маргарита отправила двух детей к мужу в Ереван. Другая дочь Светы, Марине, увидев гостей, поспешила к соседям. “Наверное, постеснялась”,- сказала мать.
Второй муж Светы, с которым она прожила шесть лет, месяц назад ушел от нее и снова женился. Но Света все еще надеется, что он вернется.
В считающейся “домом” комнате, не имеющей ни туалета, ни ванной, живут вчетвером.
24-летняя Карине замужем, живет в Ереване, скоро должна родить. Сыновья Карен и Миша 14-ти и 10-ти лет учатся в ереванской школе-интернате и живут в комнате в общежитии, которую, по словам Светы, бесплатно предоставил им один добрый ахалкалакец. Но сейчас он хочет сдавать комнату, и Света не знает, что делать. Доход семьи составляет пособие по бедности в размере 36 тыс. драмов, еще 19 тысяч – пенсию по инвалидности – получает 14-летний сын Карен.
Карен вместе с младшим братом Мишей учится в 5-ом классе. По словам Светы, сын очень любит петь и попросил купить ему на свою пенсию ноутбук, чтобы было чем заняться. Мать попыталась объяснить сыну, что на эти деньги она покупает им еду, на что Карен сказал: “А мне-то что, не надо было меня рожать”.
Раньше Света работала в пекарне в Ереване, но сейчас из-за проблем со здоровьем работать не может.
Последний мешок муки она купила на заработанные детьми деньги – они собирали урожай за 3000 драмов в день. Сейчас Марине, которая выучилась в Ереване на парикмахера, иногда за 500 драмов стрижет женщин села.
Света вспоминает, как в Ереване младший сын Миша помог соседу перетащить вещи и заработал 500 драмов. “Он радостно отдал мне деньги и сказал: на, возьми, купишь сестренке сметану и хлеб…”
Услышав свое имя, Ангел подошла к нам, чтобы показать купленные матерью голубые домашники. “Я купила их за 50 драмов на тряпичном рынке,- со слезами на глазах сказала Света. – Бывает, что люди приносят нам одежду, из которой их дети уже выросли. Вот так и живем…”
Ни один из мужей не помогает Свете деньгами. И хотя заработок второго мужа в какой-то степени облегчал заботы семьи, Свете сейчас нужны не его деньги: “Каждый раз ребенока плачет и говорит: хочу к папе. Мне это причиняет боль”.
Дом, который напоминает скорее обгоревшее полуразвалившееся строение, стал таким с “легкой руки” первого мужа Светы. Он выпивал, ругался, бил ее и детей. “Дочка (речь идет о Марине) была маленькой, когда муж пришел выпивший, схватил ее за горло и начал душить. Помог сосед, который вырвал у него ребенка”,- рассказала Света. Ради безопасности детей она вынуждена была отдать их в интернат, чтобы устроиться на работу. “У них не было нормальной жизни, не было детства...”- говорит Света.
И хотя детей она вырастила с трудом, ни секунды не жалеет о том, что родила шестерых. “Я рада тому, что не согрешила перед Богом. Ребенок ни в чем не виноват, но страдает именно он. Единственная моя мечта – отремонтировать дом, чтобы дети жили в нормальных условиях. Мне ничего не надо, лишь бы кто-нибудь помог в этом вопросе. Хочу построить дом, чтобы потом можно было спокойно умереть…”
Комментарии (2)
Написать комментарий