HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Армен Аракелян

Почему Армения не говорит на языке предусловий

В рамках проходившего в Базеле заседания Совета министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ сопредседатели Минской группы ОБСЕ провели отдельные встречи с главами МИД Армении и Азербайджана. Судя по официальным сообщениям, а также принятому по результатам встреч совместному заявлению, основной темой переговоров была ситуация, сложившаяся после уничтожения азербайджанскими вооруженными силами боевого вертолета, принадлежавшего военно-воздушным силам Армии обороны НКР. Для Минской группы создалась ситуация, в которой для спасения переговорного процесса от провала и предотвращения вооруженной конфронтации посредникам приходится начинать все не с нуля, а с минуса, учитывая, что стороны окончательно исчерпали все ресурсы даже для формального взаимного доверия.     

Сопредседатели заявили, что встретятся в Базеле с министрами  иностранных дел Эдвардом Налбандяном и Эльмаром Мамедъяровым. Американский сопредседатель МГ Джеймс Уорлик в своей записи в Твиттере выразил надежду, что после этой встречи можно будет организовать встречу президентов Армении и Азербайджана. Фактически основной целью встречи глав МИД двух стран было выяснение возможности очередной встречи президентов. Но эта встреча как будто не состоялась, и надо надеяться, что из-за Налбандяна, а не Мамедъярова.

В подобных случаях армянская сторона, как правило, выступала с позиций продолжения переговоров на самом высоком уровне, руководствуясь логикой “переговоры, пусть даже бессмысленные, предпочтительнее войны”. До сих пор подобный подход был оправдан, поскольку считался наиболее действенным механизмом сохранения существующего статус-кво. Однако после уничтожения Азербайджаном армянского вертолета ситуация полностью изменилась, выявив необходимость внесения уточнения в вопрос переговоров.

Во-первых, уничтожение вертолета нельзя оставить без ответа. Об этом заявили как министры обороны Армении и НКР, так и президент РА Серж Саргсян. Однако силовой ответ армянская сторона пока не дала. В подобных условиях садиться за стол переговоров с Мамедъяровым, да еще для организации встречи президентов, косвенным образом означает, что Армения простила совершенную Азербайджаном беспрецедентную провокацию, унесшую жизни трех молодых людей. Это еще больше развяжет руки режиму Алиева в вопросе осуществления новых провокаций. Нет сомнений в том, что Баку воспримет это как проявление робости, а заявления о наказании – всего лишь как ”сотрясение воздуха”. Для посредников это будет означать, что в какой бы ситуации ни оказалась армянская сторона, даже в случае уничтожения Азербайджаном всего ее военно-воздушного потенциала, Налбандяна и Саркисяна все равно удастся посадить за стол переговоров.    

Во-вторых, как бы это странно ни  звучало, но сейчас уничтожением вертолета пытается воспользоваться Азербайджан. В Базеле Эльмар Мамедъяров заявил, что “проведение вооруженными силами Армении широкомасштабных учений на оккупированных территориях Азербайджана свело на нет усилия сопредседателей по созданию атмосферы доверия между сторонами”. Это не просто очередная попытка представить Нагорный Карабах как территорию Азербайджана, это шаг по выдвижению требований о выводе армянских вооруженных сил и исключении проведения в дальнейшем учений  в качестве предусловий продолжения переговоров. Баку пытается добиться того, чтобы причиной нагнетания напряженности считалось не уничтожение вертолета вооруженными силами этой страны, а затем и недопущение в течение 10 дней возможности приблизиться к месту падения вертолета, но и проведение учений и осуществляемых в их рамках полетов вертолетов. Никогда прежде Баку не проявлял подобный подход. Он всегда был вынужден мириться с фактом проводения учений армянскими вооруженными силами и учебно-тренировочных полетов вертолетов. Это способ оправдать и легитимизировать в глазах международной общественности свой шаг по уничтожению армянского вертолета. Заместитель председателя комиссии по безопасности и политическим вопросам ПА ОБСЕ, азербайджанец Азай Гулиев, касаясь санкций в отношении самопровозглашенных Луганкской и Донецкой республик, провел параллель с НКР, заявив, что аналогичные санкции следует ввести и в отношении “сепаратистского режима Нагорного Карабаха”. То есть если вооруженным силам Украины предоставлено право уничтожать созданный на своей территории военный потенциал, то аналогичное право должен иметь и Азербайджан, поскольку если международное сообщество признает территориальную целостность Украины, то аналогичным образом оно должно признать территориальную целостность Азербайджана с Нагорным Карабахом. Азербайджан прследовательно и очень агрессивно добивается того, чтобы с повестки окончательно и бесповоротно была снята та правовая база, на основе которой самоопределилась НКР и наличие которой выделяет эту проблему из существующих в мире остальных конфликтов. Это делается не только с целью не допустить возможного участия НКР в переговоров, но и с целью сделать безоговорочный вывод армянских сил из НК основным, а по-возможности и единственным предметом переговоров.     

Каким бы абсурдным и бесперспективным ни казался нам этот замысел, он дает результат и в первую очередь по той причине, что не встречает адекватного дипломатического противодействия с армянской стороны. В Базеле министр ИД Налбандян выступил с пламенной речью, изобличив проводимую в последнее время Азербайджаном сверхагрессивную политику и ее цели. Однако Налбандян опять не сказал то, что Армения уже давно ждет от него.   

Минская группа продолжает свою практику по представлению ответственными за нагнетание напряженности армянскую и азербайджанскую стороны, ставя между ними знак равенства. Сделанное в Базеле заявление  посредников от начала до конца основано на подобном подходе. Абсурд дошел до того, что даже трагедию уничтожения вертолета и гибели  армянских летчиков сопредседатели пытаются “разделить” между армянской и азербайджанской сторонами, заявляя, что это трагедия для обеих стран. И это в том случае, когда сбившего вертолет солдата на их глазах сделали в Азербайджане национальным героем.  

Уже понятно, что этот почерк не только не изменится, но и станет более явным, поскольку армянская сторона продолжает смотреть на это сквозь пальцы. Пожалуй, давно назрел момент начать говорить на языке предусловий и потребовать от международной общественности четких и однозначных оценок. Это именно то, что Налбандян не делает. Выдвижение требований Минской группе и международной общественности – не проявление недоверия к собственным силам. Это дипломатия, которая необходима для того, чтобы обуздать Азербайджан и, в конце концов, не допустить назревающую вследствие его наглости войну.  

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter