HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Мери Мамян

В Азербайджане формируются закрытое общество и атмосфера страха

5 декабря в Баку была арестована азербайджанская журналистка Хадиджа Исмаилова, которую официально обвиняют в доведении до самоубийства. До этого за решеткой уже оказались супруги Лейла и Ариф Юнусы. Призывы Запада к Азербайджану обеспечить в стране свободу слова и демократию ситуацию не меняют.

На вопросы Hetq.am о внутриполитической ситуации в Азербайджане отвечает азербайджановед, аспирант Национальной Академии наук Татев Айрапетян.

Власти Азербайджана регулярно угрожают местным активистам. В чем причина, что в случае с Хадиджой Исмаиловой они пошли также на крайний шаг?   

Многие справедливо считают, что это был просто шаг, направленный против Хадиджи. Примечательно, что ее аресту предшествовала развернутая статья руководителя администрации президента Азербайджана Рамиза Мехтиева “Миропорядок двойных стандартов и современный Азербайджан”. В статье Мехтиев подчеркивает, что сфера общественных организаций превратилась в так называемую пятую колонну, которая финансируется Западом и направлена на нарушение стабильности в Азербайджане. Хадиджа – одна из членов гражданского общества, которая вела борьбу против несправедливости. Два года назад разгорелся секс-скандал, связанный с той же Исмаиловой. Тогда в интернете появились материалы о ее интимной жизни. Исмаилова выступала с публикациями, рассказывающими о президенте Азербайджана, его семье, богатствах, которыми эта семья владеет. Сейчас была использована существующая в Азербайджана общая тенденция – заглушать голос инакомыслящих, и очередь дошла до Хадиджи. 

Аресты журналистов как будто не прекращаются. К чему приведет эта тендеция?

После президентских выборов цепочка арестов стала сокращаться. Однако самый большой шум поднялся после ареста супругов Лейлы и Арифа Юнусов, известных своей правозащитной деятельностью. Они оба обвиняются в государственной измене, им угрожает лишение свободы на длительный срок. Это обусловлено также их активными связями с армянами в процессе осуществления миротворческих программ. Вовлеченные в них люди очень быстро оказываются под прицелом. Цель очевидна: уничтожить гражданское общество, подавить любое проявление свободы, установить тоталитарный режим.  У Азербайджана есть средства, богатые нефтяные ресурсы, что дает ему определенную возможность противостоять Западу, не позволяя ему влиять на свою политику.  До сих пор это в какой-то степени позволял и Запад. Если бы были применены конкретные санкции, то это, возможно, сыграло бы отрезвляющую роль. Но ситуация ухудшается с каждым днем. Заявления Запада по поводу Хадиджи ничего не меняют. Ей грозит лишение свободы на пять лет. И я не думаю, что Хадиджа будет последней. В целом тенденция ведет к созданию закрытого общества и насаждению атмосферы страха.  Они это сделали и на правовом уровне. В Азербайджане внесены законодательные изменения, касающиеся получения грантов общественными организациями. Любая организация, дающая и получающая грант, должна пройти специальный процесс, чтобы доказать, что ее деятельность не направлена против государственных интересов Азербайджана. Так что в Азербайджане будут действовать только провластные общественные организации, которые выполняют заказ. Остальные ОО, которые поднимают проблемы, прекратят свое существование.

Если рассмотреть ситуацию в трехмерной модели – власть, гражданское общество и Запад, то можно увидеть, что власть подавляет гражданское общество, которое ее критикует. Очень часто гражданское общество ждет поддержки от Запада, критика которого ограничивается заявлениями. Есть ли альтернатива для гражданского поля?

Мне трудно что-либо сказать от имени гражданского общества. Поддерживая связи с активными молодыми людьми в Азербайджане, я знаю, что начиная с определенного момента, когда  возникает угроза для них самих или их семей, вероятность их выхода на улицу для борьбы уменьшается. Люди, которые пока не оказались в тюрьме, пытаются не вмешиваться или покидают страну. Оппозиционные массы есть, но они разные: существует активная часть гражданского общества и масса, проявляющая религиозный радикализм. Начиная с Гейдара Алиева Азербайджан пытался избегать религиозных проявлений, доказать, что он является светским государством. Однако процессы показывают, что взгляды людей начинают устремляться в сторону религии.

К чему это может привести?

Я убеждена, что бороться с оппозицией исламского толка не так-то легко. Тем более, что они не ведут здоровую борьбу. Трудно сказать, встанет ли в этих условиях азербайджанское общество на сторону оппозиции. Многие, живя в светском государстве, далеки от религиозных проявлений. Но вместе с тем я этого не исключаю, поскольку аналогичная ситуация, как известно, сложилась в 1979 г. в соседнем Иране. И нет никакой гарантии, что когда-нибудь то же самое не произойдет в Азербайджане. Власти, разумеется, будут пытаться всячески предотвратить это, но подобная опасность существует. Любые крайние проявление ни к чему хорошему не приводят. Сегодня мы имеем карабахский конфликт. В этом случае с обеих сторон была предпринята попытка избежать придания конфликту религиозного характера, поскольку это опасно и может получить крайние проявления. Я больше всего опасаюсь того, что в какой-то момент в Азербайджане усилятся действия исламских сил. Это создаст достаточно серьезную угрозу для безопасности Армении и НКР. В нашей стране на эту проблему должны обращать серьезное внимание.

Есть ли у гражданского общества потенциал продолжать борьбу за свои права?

Как и в ряде стран, так и в Азербайджане есть альтернативная форма борьбы, когда люди пытаются вести борьбу за пределами страны, не ставя себя под угрозу ареста и поднимая проблемы за пределами Азербайджана. Многие журналисты уехали из страны, но продолжают выступать с публикациями о существующих там проблемах, говорить об этом с различных европейских трибун. С одной стороны это защищает их от потенциальной опасности, а с другой – лишает возможности понимать ситуацию изнутри.

Получается, что люди говорят о своих проблемах, Европа критикует, но вскоре следует очередной арест. Фактически ситуация постепенно обостряется. Если западные структуры начнут добиваться применения санкций, лишат Азербайджан права голоса, то, возможно, это сработает. Когда Азербайджан поймет, что это действительно создает для страны серьезные проблемы, возможно, он попытается отказаться от этих тенденций. Но делать прогнозы относительно борьбы новой оппозиции или гражданского общества я затрудняюсь, поскольку вообще не вижу подобных тенденций. Старая оппозиция практически не действует, она или перешла в подполье, или ограничивается заявлениями. Однако Армения может использовать эти обстоятельства, говорить по каждому поводу о царящей в Азербайджане ситуации и получать дивиденды.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter