Беженцы в селе Ахтанак: 25 лет спустя
30 процентов населения села Ахтанак (Тавушская область) – 45 семей, или 160 человек – переехали сюда в конце 1980-х-начале 90-х годов из Азербайджана и Грузии. Основное занятие здесь – сельское хозяйство. Люди обрабатывают сады и поля, но есть и такие, которые уезжают на заработки.
Беженцы сперва обосновались в здании сельского пансионата, но вскоре стали съезжать отсюда. Сейчас в пансионате живет несколько семей – это те беженцы, которые не получили квартиры по предусмотренной программе и не смогли переехать в другое жилье.
Комнаты в пансионате, являющемся общинной собственностью, предоставлены жильцам в бессрочное и безвозмездное пользование. В свое время часть жильцов заключила договор с админстрацией общины, заняла комнаты, но потом либо перебралась в другой дом, либо уехала из страны.
Первой в пансионате появилась семья Айвазянов, которая живет здесь по сей день. Они переехали в Ахтанак в 1990 г. из Цалкского района Джавахка. Отец семейства Григор Айвазян каждый год едет на заработки в Россию. В последние годы к нему присоединился старший сын, двое других сыновей работают в селе. По словам жены Григора Маро, то, что их семья – самая благополучная во всем здании, результат их многолетнего труда. Григор хочет поменять двери и окна, отремонтировать крышу, но поскольку жилье не является собственностью семьи, то осуществлять большие изменения они не решаются.
Через несколько комнат от Айвазянов живет 74-летняя Римма Акопян. Соседи называют ее “наша карабахская бабушка”. Она переехала в Армению вместе с мужем, а после его смерти живет здесь одна. Время от времени ее навещают дочь и внук. Бабушка Римма жалуется, что ее пенсии едва хватает на лекарства и продукты питания, которые дорожают с каждым днем. Женщина не жалуется на условия жизни, она только просит, чтобы банк вернул ей оставшийся еще с советских времен вклад на сумму 10 тысяч рублей.
В пансионате живет и семья Раики Мискарян, которую все зовут Ламарой. Вместе с мужем она занимается сельским хозяйством. В выделенных им комнатах Ламара живет с мужем, сыном, невесткой и двумя внуками. Сын Артур был военнослужащим-контрактником, потом начал ездить на заработки. Сейчас не работает. Ламара не хочет, чтобы сын снова служил в армии, так как боится инцидентов на границе. Она говорит, что с нее хватит дочери, которая живет в приграничном селе Баганис Тавушской области.
“Проблема с сыном решилась, но дочка все еще там. У нее маленький ребенок, сейчас ждет второго. А там постоянно стреляют. Они боятся, приезжают сюда, но потом снова возвращаются к себе”,- говорит Ламара.
В отличие от своих соседей Армен Шахвердян “сбежал в село Ахтанак из города Ванадзора”. По его словам, тогда действовал приграничный рынок (Баграташен-Садахло), которого сейчас нет. Шахвердяны – вторая после Айвазянов семья, поселившаяся в здании пансионата. Армен живет здесь с женой, сыном, невесткой и внуком.
“У нас только одна корова, других доходов нет. Мы здесь больше двадцати лет. Беженцам выделили квартиры, а наш вопрос не решился”,- сказала жена Армена Эльмира Хачикян.
В 2001 г. часть беженцев переселилась в дома, построенные в Ахтанаке за счет финансирования правительства Норвегии. По этой программе было построено 14 домов, а квартал до сих пор называется “Норвегия”. Здесь живет и семья Каро Арутюняна. Он оказался единственным из беседовавших с нами беженцев, кто почти не говорил о социальном положении и бытовых трудностях своей семьи. Каро и его жена Кнарик убеждены, что, несмотря на условия, главное, что они и трое их сыновей с семьями живут в Армении. Супруги переехали сюда из Вардашенского района Азербайджана. Большинство родственников Каро живет за границей, и они не раз предлагали ему переехать к ним, но супруги Арутюняны отказываются от этой мысли.
“Я им сказал: так не получится, Армения в опасности. Если я уеду, другой уедет, кто здесь останется?” – сказал нам Каро.
“Это наша страна, мы здесь чувствуем себя спокойно”,- добавила Кнарик.
Приехав в Армению, Каро начал работать на каменоломне, обрабатывал землю, во время войны участвовал в защите Тавуша. Он и сейчас не сидит без дела, пытается хоть что-то заработать для семьи. Часть жителей уехала из села, но Каро убежден, что защита страны важнее социального положения.
“Это вранье, что русские будут нас защищать. Русским нужны деньги, они заняты своим бизнесом. Мы сами должны решать свои проблемы, сами должны думать о себе. Нужно работать и жить…”,- убежден Каро.
Фото Нарека Алексаняна
Комментарии (2)
Написать комментарий