
Грайр Базе Хачерян: “Сегодня мы должны были идти к 100-летию Геноцида с победным, а не трагическим выражением лица”
Наира Айрапетян
“Я родился в Ливане. Мой дед был родом из Зенйтуна, участвовал в самооброне. Но, видно, не очень хорошо сражался, раз оказался в Ливане”,- говорит фотограф Грайр Базе Хачерян.
Грайр является фотографом, снявшим, пожалуй, самое большое количество церквей. Он приехал в Армению в годы Арцахской войны и до сих пор продолджает посредством фотографии раскрывать и познавать свою историческую родину. Грайр Базе Хачерян известен главным образом по книгам “Арцах: фотографическое путешествие” (1997 г.), “40 обнаженных тел” (2001 г.), “Карабах: 100 фотографий” (2002 г.), “Страна” (2005 г.) и др.
Имя Базе (Сокол) сперва было псевдонимом, который Грайр использовал в своих письмах (как сегодня это делают пользователи интернета), но потом стало его вторым именем и даже записано уже в паспорте. “У нас много общего,- говорит Грайр. – У Базе тоже острый глаз, он любит парить в воздухе, а когда охотится, то хорошо знает свою мишень”.
Впервые интерес к фотографии возник у Грайра в 12 лет. Он увидел у брата своего одноклассника фотографию и спросил, как ее сделать. Парень усмехнулся и сказал: “Это не твоего ума дела. Для того, чтобы понять, надо вырасти”. “Я решил обязательно узнать, в чем заключается секрет. Купил небольшой фотоаппарат и начал фотографировать своих друзей во время игры в футбол, на уроке, фотографировал деревья, улицы… Постепенно кадры стали приобретать для меня смысл”,- говорит Грайр.
Потом в Ливане началась война: воронки от упавших бомб, люди, живущие между жизнью и смертью… Позже, когда Грайр осваивал в США профессию летчика, он заметил, что сверху мир выглядит иначе, имеет другую красоту. В дальнейшем в один из своих самых красивых альбомов Грайр Базе Хачерян включил изображения армянской природы с высоты птичьего полета.
“В школе я не учил ни армянский язык, ни историю, ни географию. Меня интересовали математика, фотография и английский язык. Я ничего не понимал из того, что учителя рассказывали нам об Ани, армянских буквах, истории. Я воспринимал эти рассказы как легенду, пока не соприкоснулся с этим в реальности. Мне нужно было увидеть, пощупать, почувствовать. Путь, который я избрал, был для меня чем-то вроде самопознания… Посредством фотографии я выучил свою историю, свою культуру, познал свой народ, стал носителем этого сознания”.
Хачерян, являющийся автором уже 12 книг-альбомов, на этот раз приехал в Армению для создания альбома под названием “100: 1915-2015”. Книга, посвященная 100-летию Геноцида армян, включает в себя историю нашего культурного наследия, рассказанную языком фотографий. Полуразрушенные и сохранившиеся церкви, архитектурные памятники, хранящиеся в различных уголках мира уникальные книги, сказочные картины армянской природы, украшения и национальные костюмы ручной работы, портреты армян, продолжающих жить в захваченной армянской колыбели…
![]() |
![]() |
Грайр объездил со своим фотоаппаратом весь мир, собрал все, что связано с армянами и армянским миром. Это также факты, которые постепенно стираются вследствие нетерпимости политики отрицания конкретной страны. Фотографии сопровождены сведениями, которые дают читателю представление о том, в каком веке и где были созданы эти памятники, какими они были раньше и во что превратились теперь.
По словам Грайра, он хотел представить Армению со всем ее богатством, во всем ее величии, с точки зрения победившего народа. Презентация книги состоялась недавно в Шуши.
Мрав
“Свои альбомы я делаю в первую очередь для себя, я одновременно и учился по своим фотографиям. Во вторую очередь я передаю это двум своим дочерям. Они ходили в армянскую школу, более или менее сносно говорят на армянском, и я хочу, чтобы они познали свой народ, чтобы наш язык не потерялся, а получил еще большее распространение. Кроме того, я это делаю для каждого армянина, для молодых людей, живущих как в Армении, так и в диаспоре. Издание книги на трех языках обусловлено тем, что я хочу представить альбом также иностранцам, чтобы они открыли для себя Армению”.
Ван
Грайр Базе Хачерян впервые приехал в Армению в 90-х годах. Как и все туристы, он фотографировал Арарат, Хор Вирап и другие достопримечательности. “Страна переживала очень трудные времена, однако этот приезд ознаменовался тем, что благодаря находящейся по ту стороны границы горе Арарат состоялось мое первое заочное общение с Западной Арменией. Между мной и Арменией установилась прочная связь”. Потом Грайр поехал в Арцах, где, запечатлевая последствия войны, увидел, как его соотечественники погибают во имя родины, познал мощный дух борьбы арцахцев. Уезжая в 1993 г. в Канаду, он пообещал своим друзьям вернуться и продолжить начатое в Арцахе дело. Однако произошло неожиданное.
![]() |
![]() |
Ахтамар: первая литургия через 95 лет Окно жизни |
“Врачи обнаружили у меня рак легких, сказали, что уже есть метастазы и что мне осталось жить десять дней,- рассказывает Грайр. – Я сразу подумал о своих детях, о том как оставлю девочек, которым три и четыре года, ведь у меня есть обязательства перед ними. Эта болезнь сыграла поворотную роль в моей жизни: я или должен был сдаться и умереть, или бороться любой ценой. В моей комнате висел крест, и я дал перед ним обет: если выздоровлю, то буду путешествовать по всему миру и фотографировать армянские церкви”.
Грайр выбрал жизнь и в процессе борьбы с болезнью заново осмыслил роль человека, тот след, который он оставляет после себя.
В 1997 г. вышел в свет первый альбом Грайра Базе Хачеряна об Арцахе, в котором представлены история этого края, его культурное наследие (“Арцах: фотографическое путешествие”, 1997 г.). Затем появились другие книги, число которых в будущем должно увеличиться.
“Я самоучка, а нынешний век – это век техники, и фотографирование стало очень доступным занятием. Но знаете, чтобы передать то, что ты видишь, нужно вкладывать мысль и душу. Для создания этой книги (имеется в виду книга “100”) я почти 30 раз побывал в Западной Армении. Каждый раз фотографируя церковь на острове Ахтамар, я видел ее в новом свете. Вам эти фотографии могут показаться обычными, но для меня они символизируют особую связь с природой, космосом, миром. Особенно во время молитвы”,- говорит фотограф.
Церковь святой Гаяне
День рождения Грайра 23-го апреля. “Ты будешь здесь в день годовщины Геноцида?” – спросила я. “Нет”,- последовал короткий ответ. Потом Грайр сказал: “Все, что будет происходить в это время, является для меня поверхностным, потому что народ продолжает покидать страну, жизнь в Армении полна трудностей, из-за низкой зарплаты люди не могут жить на своей земле. Я очень хочу и надеюсь, что молодежь вернется и своими знаниями, опытом выправит ситуацию, будет способствовать развитию страны, создаст справедливые условия для всех. В период 100-летия Геноцида страна должна была быть очень сильной. Вместо того, чтобы с трагическими лицами продолжать проливать слезы перед памятниками, мы должны были заявить миру: посмотрите, какую страну мы построили после резни – мощную, технологически развитую, с заводами и т.д. и т.д. Я пытаюсь это делать своими книгами. Пытаюсь найти в людях положительные эмоции, пробудить в них уверенность, уважение и веру в свою родину. Я говорю им: смотрите, что у нас есть. И это богатство нужно сохранять, защищать и беречь”.
Комментарии (1)
Написать комментарий