HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Безопасность за счет собственных ресурсов

Интервью с бывшим советником президента РА по вопросам безопасности Ашотом Манучаряном

- Что характеризует политику России по отношению к Армении, и наоборот, политику Армении в отношениях с Россией на сегодняшний день? Какие факторы в большей степени являются решающими (геополитические, внутриполитические, экономические, социокультурные)?

- Россия и Армения являются частью мира, базирующегося на принципе интересов-экономических, геополитических, получения максимальной выгоды. Культурные, духовные и другие ценности отодвинуты на второй план. Если раньше ставились цели - какой мир мы хотим построить, какими мы сами хотим быть, то сегодня стал важнее вопрос «что с этого я буду иметь»? Творческая, созидательная часть человека обслуживает его животную часть. За последние 500 лет, люди стремились получить больше удовольствий, богатств и территорий. Как это свойственно животному миру. Все кризисы, которые сейчас есть на планете, обусловлены именно этой сущностью человека. В этом и заключается особенность сегодняшней эпохи. Армения не исключение, она, как и все государства - часть мира человека хищника и, собственно говоря, во внутренней жизни мы постоянно это видим. 

Армянская и русская культуры близки друг другу, они всегда находились в поисках высокого, ценилось это высокое. Но сейчас эти народы из своих естественных орбит смещены в чужую, в орбиту англосаксонской культуры. За последние столетия она, безусловно, свой позитив внесла в
развитие человечества. Но сегодня, англосаксонская культура в стадии упадка, тормозит развитие. Мы наблюдаем попытки отказа от этого типа цивилизации. Все бунты свидетельствуют об этом.

- Каковы главные особенности современной политики России в кавказском направлении? Как отражается кавказская политика России на армяно-российских отношениях?

- С Россией в кавказском направлении, мы имели два периода: первый -после развала СССР и до становления частью англосаксонской цивилизации. Это была Россия, находящаяся в состоянии упадка, страшной разрухи. Собственно, она больше напоминала не государство, а акционерное общество где ряд группировок боролись друг против друга за рычаги власти, и поэтому о какой-то единой, продуманной, целенаправленной государственной политике в кавказском регионе говорить не приходилось. 

Но, несмотря на наслоившиеся катастрофы (ломка формации, появление новых государств, бесчисленные конфликты), шел поиск путей для установления мира, снятия враждебности между народами. Имперскость России стала проявляться после ее подключения к атлантической цивилизации когда она, в рамках новых правил, вошла в битву за регион. Ведь кавказский регион
является одним из глобальных дозаторов уровня экономического развития, и каждый пытается овладеть им, все ведущие игроки. Основная проблема сегодняшнего дня заключается в том, что предлагающиеся решения попирают достоинство людей и народов. Обмен территориями, Мадридские принципы – все это результаты имперских подходов. По ним можно решать не задачу
гармоничного обустройства региона, а соблюдения интересов тех или иных держав. Вот в этом плане сегодня Россия делает то же что и другие державы, в отличие от первого периода, о котором я уже сказал. 

С Арменией у России особые отношения, есть стратегический союз. Но он основан на сочетании интересов, а не целей. Впрочем, отношения для обеих сторон имеют свою значимость. Одновременно попытки нажиться за счет партнера являются частью ценностей сегодняшнего мира, и российско-армянские отношения развиваются во многом, в таком духе. Периодически возникают состояния когда кажется, что за счет партнера - Армении, Россия может добиться других своих целей. И то же в случае с Арменией: за счет российских интересов Армения может добиться преференций для себя.

- Что можно противопоставить армяно-российским отношениям с точки зрения
безопасности Армении?

- В сегодняшнем мире важно, чтобы вопросы безопасности народы умели решать, в первую очередь, за счет собственных ресурсов. Реалии таковы: в точках глобального соревнования (а к ним принадлежит и Кавказ), безопасность народов зиждется на балансе сил и интересов заинтересованных держав. Но этот баланс весьма хрупок и в любой момент может быть разрушен, в результате сделки или резкого изменения соотношения сил между державами. Потому что положение, когда основой стабильности служит геополитический баланс, лишь внешне впечатлительно. В любой момент, в результате тех или иных, скрытых от народов обстоятельств, может произойти любое изменение ситуации: мир меркантилен, и Россия такова, тоже может в какой- то момент отступиться. Когда я говорю Россия, Армения, то имею в виду не страны и народы а, прежде всего, элиты. Конечно, среди них есть порядочные и идейные люди но, в целом, они меркантильны и способны на любые сделки и предательство. И в России, и в Армении такие группы владеют важнейшими рычагами, на деле являясь контрэлитами.

Я считаю, что любая враждебная пропаганда контрпродуктивна как для народа в целом, так и для не коллаборационистской элиты. Сегодняшнее состояние региона, когда нет войны, но и нет мира, наиболее удобно для разного типа манипуляций, со стороны внешних сил. В частности, для
ограбления ресурсов это - наилучшее состояние, потому что народам не до ресурсов, когда им угрожает смерть. Я уже сказал, что регион - важный дозатор, и вот это состояние региона позволяет его использовать в качестве дозатора. Если здесь воцарятся мир и сотрудничество, то регион перестанет быть таковым.

Следующий по изложению, но не по важности, фактор безопасности это -формирование такой системы обороны, которая в случае развала геополитического баланса в регионе, может обеспечить эту самую безопасность. Вся история Армении свидетельствует, что важнейшим в этой системе выступает готовность людей защищать то, что для них дорого. А этого не добьешься ни приказами, ни пропагандой, это гораздо более тонкий материал. Гонка же вооружений - не просто вторична но и просто еще один канал перекачки ресурсов региона в хранилища сильных мира сего. Один торгует нефтью, другой - геополитическим положением и ролью, один покупает самолеты, другой - ракеты, один – системы залпового огня, для уничтожения разом большого количества людей, другой–боеголовками к ракетам, для сдерживания любых враждебных действий с любой стороны. Это - не лучший выход, но это – сегодняшние реалии.

Лучшая же возможность заключается в поиске мира самими народами. Во время войны совместно с Г. Алиевым мы вели интенсивные поиски мира. И вначале, такой островок мира был создан на границе с Нахичеванью. Было, например, особое постановление правительства Армении, по которому все коммуникации (в том числе газ, электричество) для Наxичевана оставались открытыми даже тогда, когда в Карабахе шла война, а на границе с Азербайджаном - боестолкновения. Россия тогда выступала в качестве надежного партнера и для нас и для азербайджанцев, способствуя контактам и договоренностям .

После перехода Г. Алиева в Баку мы готовились расширить зону мира на весь Азербайджан, весь регион конфронтации. Прорабатывались идеи, подходы, пути. В дальнейшем, в результате довольно агрессивного вторжения в процесс других держав (в первую очередь США, которые считали недопустимым то, что без их участия решаются вопросы), эти усилия были подорваны. Но это не означает, что культура такого взаимодействия утеряна народами региона. Она может быть восстановлена, в новых условиях. Наследство Г. Алиева - это, во– первых, люди, которые и знают о наличии таких возможностей, и осознают необходимость их поиска. Здесь, в Армении, тоже есть люди, которые в состоянии заняться поисками такого устройства, при котором не попираются достоинства людей и народов.

То, что было до сих пор, потерпело неудачу. Это очевидно. Проблемы безопасности народов региона усугубляются от ненависти. В нынешней ситуации, эта ненависть бумерангом направляется против них. Обобщая: нужна трехслойная система безопасности: первый слой - сила внутри себя, второй – мир с народами региона, третий – баланс глобальных сил в регионе.

- Может ли смена политических элит в Армении и России в корне изменить логику и характер их взаимоотношений?

- Не просто может, а должна. Армения, как и Россия, глубоко несчастна в той системе ценностей, в которой пребывает и, которая установлена нашими элитами. Конечно, и внешние силы постарались, но не без нас же! Сейчас мы больше понимаем, что должны вернуться к своим базовым ценностям, но адаптированным к сегодняшним условиям. Никто не предлагает вернуться к телеге, но и не в джипах и фирменной обуви счастье. Проблемы ведь, по сути, не меняются. Идет поиск базовых ценностей. Любые шаги в другом направлении приведут к новым несчастьям.

Армения и Азербайджан – 2011: мнения и комментарии 
О России

Об армяно-российских и азербайджано-российских взаимоотношениях, о взаимовоздействиях отношений между Арменией, Азербайджаном и Россией, о кавказской политики России сегодня говориться в наших интервью, которые представлены вниманию читателей ниже.

Опросы-интервью армянских и азербайджанских специалистов различных сфер – это часть работы, которая проводится в Армении и Азербайджане в рамках совместного проекта Исследовательского центра «Регион» (Армения) и Института мира и демократии (Азербайджан).

Проект «Альтернативная информация для армяно-азербайджанского диалога» поддерживают посольства Британии в Армении и Азербайджане.

Интервью одновременно публикуются в газетах «Hetq» (Армения), «Новое время» (Азербайджан), в Сети журналистов Кавказа (www.caucasusjournalists.net).

В Азербайджане интервью проводятся Институтом мира и демократии.

Исследовательский центр Регион

 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter