
В лорийских лесах медведи иногда встречаются, кабаны исчезли, а генофонд косуль под угрозой
В лесах Моткора, Шноха, Шамлуга и Джилизы, принадлежащих Дсехскому, Лалварскому и Джилизскому лесным хозяйствам, медведи иногда встречаются, кабаны исчезли, а генофонд косуль находится под угрозой. “Когда начался процесс обретения независимости, у людей появилось оружие. Что должен делать голодный народ, у которого на руках оказалось оружие? Ели даже мясо волков и лис, а о медведях, кабанах и сернах говорить уже не приходится. 80 процентов животных в наших лесах исчезло”,- отметил бывший охотовед Гагик Антонян.
Руководители лесного хозяйства “Лалвар” сообщили, что в последние годы исчезновению кабанов способствовала также чума. По словам доктора биологических наук, профессора Бардуха Габриеляна и председателоя Союза охраны природы Мамикона Касабяна, изучения показывают, что фауна исчезает и в результате массовых вырубок лесов, эксплуатации Техтского и Шамлугского открытых месторождений и хвостохранилищ.
В 2014 г. ученые повели изучения в окрестностях Техутского месторождения. “На территории месторождения животные исчезли. В верхней части мы заметили несколько животных которые после начала эксплуатации месторождения тоже исчезнут”,- сказал Бардух Габриелян. А Мамикон Касабян отметил, что изучения проводились тогда, когда работы на руднике завершились и возникли серьезные экологические угрозы.
“В нашем Дуканадзоре водилось несметное количество медведей, серн и кабанов. Техутское месторождение расположено непосредственно в Дуканадзоре. В этом месте работало столько техники, а в лесах было вырублено столько деревьев, что в Дуканадзоре не осталось бы ни медведей, ни косуль, ни кабанов”,- сказал лесничий Шнохского лесничества Сергей Шахкян.
По словам Мамикона Касабяна, за пять лет в лесах ни разу не были проведены государственный учет и мониторинг животных, хотя это является требованием закона. И з-за этого угрозы, нависшие над животными, не были устранены.
“В соответствие с экологической программой предусмотрено проведение мониторинга животных и осуществление контроля, однако мы не смогли это осуществить, так как деньги из госбюджета нам не выделили”,- сообщил начальник управления экологических программ и мониторинга Министерства экологии РА Ашот Арутюнян.
По словам Г.Антоняна, в советское время в лесах Моткора, Шноха, Цахкашата, Аджры и Чатиндага проживало огромное количество медведей, кабанов, косуль, волков, лисиц, зайцев. Самыми богатыми с точки зрения охоты были моткорский и шнохский леса.
“Сейчас в наших лесах медведя можно встретить редко, косули пока есть”,- сказал Антонян, выразив недовольство тем, что охотники не учитывают сезон и охотятся даже летом и весной, стреляя в любое попадающееся им на глазах животное.
“А в наше время мы весной откладывали ружья в сторону до тех пор, пока не начинали опадать листья”,- вспомнил Гагик Антонян. Он также рассказал, что в 2013 г. директор “Армлеса” Мартун Матевосян приехал в лесное хозяйство “Лалвар” и сообщил, что состав охотоведов Армении – около 70 человек – сократили. После этого в лесах, конечно, не осталось бы животных, заметил наш собеседник.
По словам лесничего Шнохского лесничества Сергея Шахкяна, после сокращения охотоведов охрана диких животных была передана лесничим. Шахкян заверил, что последние несколько месяцев в лесах Лалварского лесного хозяйства осуществляется строгий контроль. А начальник Дсехского лесного хозяйства Ваге Керян признался: “На самом деле мы не знаем, сколько диких животных обитает в наших лесах. Такой учет не ведется. Мы также не располагаем фактами браконьерства и не осуществляем контроль за этим”.
Комментарии (1)
Написать комментарий