HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Ерануи Согоян

Гюмри: скульптурный бум или распыление средств?

Скульптурная композиция “Вардананц”

По последним данным учета в Гюмри имеется 99 памятников и бюстов. Много это или мало? Нужно ли маленькому городу, прилагающему нечеловеческие усилия для того, чтобы вырваться из тисков бедности, продолжать тратить деньги на скульптурные заказы и можно ли любой устанавливаемый памятник считать произведением искусства? С этими вопросами мы обратились к искусствоведу из Гюмри Араксии Маркарян. 

“Мало это или много, затрудняюсь сказать, но то, что 90 процентов скульптур, установленных за последние десять лет, ничего общего с искусством не имеют, однозначно. И я думаю, что потраченные на них деньги - это просто распыление средств”,- отметила наша собеседница. Затем, сделав небольшую паузу, она продолжила: “А знаете, почему на центральной площади Гюмри была установлена скульптурная композиция “Вардананц”? Потому что бывший мэр (Вардан Гукасян) очень хотел увековечить свое имя. После установки скульптурной группы площадь тоже получила название “Вардананц”, хотя и о месте установки,  и о скульптурной композиции высказывались взаимоисключающие мнения. В основном отрицательные”. 

Араксия Маркарян

Араксия Маркарян убеждена, что любой памятник, бюст и вообще любое устанавливаемое в общественном месте произведение искусства является визитной карточкой данного населенного пункта, поэтому необходимо учитывать, насколько эти работы соответствуют званию “произведение искусства”, в какой мере они отражаютэпоху и несут ли в себе правильные мессиджи.

В советские годы обычно ставили памятники видным революционерам, представителям рабочего класса и крестьянства, известным поэтам, героям эпосов. А мессиджи были простыми и понятными: прославление силы, победы, труда, искусства, предков. Гюмри не был исключением. Прекрасными работами, доставшимися Гюмри с того времени, считаются установленный перед драматическим театром памятник Аветику Исаакяну работыНикогосяна и памятник “Мать-Армения” работы Ара Саркисяна. В городе до сих пор сохранились скульптуры революционного деятеля Степана Шаумяна и девочки за прялкой.

“К сожалению, сегодня к искусству проявляется субъективный подход,- говорит Араксия Маркарян. – Если в советское время существовал худсовет, состоявший из архитекторов, художников, искусствоведов, который решил, что устанавливать, как и когда, то сейчас эти решения прнимаются, можно сказать, за кулисами и единолично”. 

Ашот Милостивый

Скульптурный бум в Гюмри начался в годы правления мэра Вардана Гукасяна. Каждый год в День города проходила церемония открытия какого-нибудь памятника. Памятник Ашоту Милостивому был установлен в 2008 г. Увековечение этого царя из династии Багратидов было связано с его характеристикой “милостивый”. История свидетельствует о том, что Ашот Г Багратуни был благотворителем,в годы его правления в главных городах страны открывались школы, больницы. Между тем при бывшем мэре начали поговаривать о том, что установкой памятника царю Ашоту Милостивому Вардан Гукасянстремится к тому, чтобы начали слагать легенды о его собственной доброте и милости. 

“Армянка”

“Ни в художественном отношении, ни в каком-либо другом плане этот памятник, да еще установленный в центре города, себя не оправдал,- отметила Араксия Маркарян. – Идея была неплохая, но результат разочаровал. Или возьмем скульптуру “Армянка” работы Артуша Папояна, которая установлена на бывшей площади Ленина.  Сперва она называлась “Святая”, однако по требованию Католикоса была переименована в “Армянку”. Но и это не помогло, поскольку скульптура не увязывалось с площадью и оставляла впечатление чужеродного элемента. Если б эта работа была установлена в более уютном месте, на низком постаменте, то произвела бы более выгодное впечатление. Безобразной является и скульптура Анании Ширакаци, которая больше напоминает Деда Мороза, стоящего на непонятном полушарии”. 

Анания Ширакаци

Несколько лет назад в интервью СМИ предводитель Ширакской епархии епископ Микаел Аджапанян высказал следующую мысль о бывшем мэре Гюмри Вардане Гукасяне:  “Выше всех он ставитсвое “я”. Это восседающий на троне фюрер. Сперва его “я”, а потом уже Бог. Или отождествляемый с ним Бог. Он может установить памятник там, где захочет, посадить огород там, где захочет. Он делает с городом все, что хочет”.

Нынешние власти по каждому поводу заявляют, что не хотят продолжать прежнюю политику. Но разве это им удается? Главный архитектор города Генрих Гаспарян, работавший и при бывшем мэре, согласен с тем, что в Гюмри происходит скульптурный бум, однако ничего плохого в изобилии памятников  он не видит.  Гаспарян с гордостью говорит о том, что при заповеднике “Кумайри” создан музей скульптур.

Генрих Гаспарян

Эту идею подсказалместным властям автор Международного симпозиума скульпторов, организованного в Гюмри в 2013 г., который и был назначен директором новосозданного музея под открытым небом. “На территории мемориального комплекса “Мать-Армения” мы выделили место, где планируем собрать памятники из различных населенных пунктов. Например, памятники и бюсты Ленина, которые уже демонтированы, но не уничтожены”,- сказал главный архитектор. 

Касаясь порядка установки скульптур в Гюмри, он отметил, что это делается двумя путями: по заказу мэрии и при содействии благотворителей.

Саят-Нова

При действующем мэре Самвеле Баласаняне в Гюмри были установлены три скульптуры, и все они подверглись критике. Генрих Гаспарян уверен, что время все расставит по своим местам, и не выдержавшие испытание временем  работы уйдут с арены, как это произошло с установленными в советское время памятниками революционерам.

По мнению искусствоведа Араксии Маркарян, не заметить недостатки скульптуры Саят-Новы, Ашота Милостивого, Анании Ширакаци, Шарля Азнавура и других произведений, которые были установлены без учета их художественной ценности, невозможно. 

Памятник “Возрождение”

“Кольцо Мира, которое сейчас называется сквер Багратуняц, превратилось в бомжатник. В центре сквера установлена скульптура Фрида Согояна “Возрождение” – простертые к небу две руки, отражающие то ли советское, то ли еще какое-то мышление. Если памятник посвящен жертвам 1915 г., то почему он установлен в Центральном парке? – недоумевает искусствовед. – А если это символ возрождения, то с каких пор поднятые в мольбе к небу руки, да еще держащие крест, считаются символом возрождения? Здесь можно предположить, что скульптура была навязана городу. В дальней части парка находится жалкий памятник Ашоту Милостивому, который не отражает его величия, а конь скорее напоминает осла. Этот ряд непонятных скульптур недавно пополнил памятник Саят-Нове Артуша Папояна, который со всех точек напоминает фигуру человека, просящего милостыню”.  

Араксия Маркарян против так называемых произведений искусства, навязываемых городу благотворителями. Нельзя брать все, что дают – по принципу “дареному коню в зубы не смотрят”. 

Аветик Исаакян

“Памятник Аветику Исаакяну, который был установлен в советское время, а его автор удостоился премии, был принят сразу и до сих пор выдерживает испытание временем. Удачными работами следует  считать также памятники Армену Тиграняну и Степану Шаумяну. Последний до сих пор не демонтирован”,- заметил Генрих Гаспарян. 

Араксия Маркарян убеждена, что установка в городе безвкусных, ни о чем не говорящих памятников обусловлена “коммерческой” славой некоторых скульпторов. “Почему нас должны заставлять иметь работы Фрида Согояна? Почему заказы всегда получают одни и те же люди? В Гюмри есть Альберт Варданян, скульптор с креативным мышлением, чьи работы можно увидеть в Германии, но не в родном городе. У нас есть такой скульптор, как Завен Коштоян, скульптур которого тоже нет в центре города. В Гюмри живут молодые скульпторы с интересным мышлением, которые ищут арену для деятельности. Дайти им эти суммы и будьте уверены, что получите гораздо более интересные произведения искусства, чем те, которыми бессовестно заполнен гогрод”.

Скульптурный бум или распыление средств?

Начальник финансово-экономического отдела мэрии Гюмри Лена Джилавян не смогла представить все договоры об изготовлении и установке памятников и бюстов за последние 10 лет. По ее словам, прежнее руководство работало не очень прозрачно, договоры составлялись довольно “размыто”. “Так, согласно договору,стоимость скульптурной группы “Вардананц”, открытие которой состоялось в 2009 г., составила 54 млн 600 тыс. драмов. Атору предусматривалось заплатить 38 млн драмов. Часть этих денег заплатили мы, бывшие руководители остались должны”. 

Договор по другой работе того же скульптора – “Армянки” – главный финансист мэрии так и не нашла. На помощь пришел главный архитектор. “Бывший мэр не заплатил Артушу Папояну за эту скульптуру, действовали по принципу бартера. Я не знаю, как они договаривались, но за скульптуру “Армянки” Папоян получил здание городской картинной галереи с правом собственности. В дальнейшем он сдал здание в аренду владельцам магазинов”,- рассказал Генрих Гаспарян. 

За раскритикованный памятник Ашоту Милостивому скульптор Фердинанд Аракелян получил 28 млн драмов. В отношении памятника Анании Ширакаци работы Самвела Петросяна существует договор на сумму 31 млн драмов. Известно, однако, что Вардан Гукасян отказался заплатить за выполненную работу, а скульптор в день открытия сообщил СМИ, что это его подарок городу. 

За установленные в 2006 г. памятники гусанам Шераму и Дживани автору Артушу Папояну из общинного бюджета было заплачено 11 млн 761 тыс. драмов. В 5 млн обошлась скульптура Полоза Мукуча. На установленный в мае этого года памятник  Саят-Нове из бюджета было выделено 7 млн драмов. 

Памятник жертвам землетрясения

Договоры отсутствуют и по установленнымза последние годы в Гюмри работам Фрида Согояна. Установка скульптуры “Возрождение” была желанием благотворителя из Москвы. Открытие скульптуры состоялось 24 апреля этого года в Центральном парке города. Деньги на памятник жертвам землетрясения, который находится во дворе церкви Аменапркич, были перечислены из госбюджетав общинный бюджет. Ну а сведения о скульптурной группе “Дудукисты” так и не нашлись.

В марте 2012 г. бывший мэр Вардан Гукасян поручил скульптору из Еревана Геворку Геворкяну создать очередную“царскую” скульптурную композицию. “Это работа стоимостью 25 млн драмов, которая изображает стоящих на боевой колеснице 13 армянских царей и Тиграна Великого,- пояснила Лена Джилавян. – Нам выделили 11 млн драмов, из которых 7 млн заплатили бывшие, а 4 млн – мы. Однако сдачи-приема скульптуры не было, часть работы пока не закончена. В прошлом году Геворк Геворкян умер, и теперь мы не знаем, когда скульптура будет передана городу”. 

Комментарии (7)

Մինասյան Ջուլյա
Գեղարվեստական ոչ մի արժեք չներկայացնող արձաններ (բացի Ֆրիդ Սողոյանի քանդակներից, կարծեմ նվիրատվություն են). Բոշի սադը շրջանցելիս ուղղակի զայրութս զսպել հնարավոր չէ, ուղղակի մեղքդ գալիսի է' Սայաթ-Նովան, ոչ են է նստած է ոչ են է պառկած է, Աշոտ ողորմածի տակինն էլ չգիտես նժույգ է թե ինչ:
Կարեն
գյումրեցիները կատակում են՝ Սայաթ-Նովային ֆռռցրեք, պարապ է, գոնե տելեվիզր կնայե... (արձանի հետևում գովազդային էկրան է)
Սարիբեկ
Հիմարներ, Վարդանը քաղաք է սարքել ու արձանները , որ չլինեին , քաղաքը չէր կենդանանա, թե չէ ինչ եք ցույց տալիս հիմա հյուրերին? էդ արձանները ու հպարտանում եք, չէ?
Արևիկ
Լսեք, մարդիկ գալիս են Գյումրին, հիանում են արձաններով, դուք վատաբանում եք?, ինչու?, որովհետև ձեզ նվիված արձան չկա , որ ձեր նմանների հավաքական կերպարը խորհրդանշի? ոչինիչ, Գյումրին ազատ մտածող քաղաք է , ձեր նմանների համար էլ կդրվի, մի նեղվեք
Fetch Shadow
Իսկ գուցե կուզենայիք, որ շեյխա Մոզայի արձանը տեղադրվեր ու ավելի սնդուսափայլ կլիներ, որոշ արդեն պառաված պսևդոսնդուսափայլների նման
Մարինա
Շատ տեղին հոդված է։ Նյութի հեղինակին կխնդրեի, որպեսզի անդրադառնար նաև Գյումրու թատերական հրապարակի ներկայիս սարսափելի տեսքին, որտեղ տեղադրված մանկական տարբեր խաղերն ու բատուտները, Կոկա-կոլայի գովազդով խայտառակ սրճարանը ամբողջովին փչացնում են Գյումրու թատերական հրապարակի տեսքը։ Քաղաքում հազար ու մի տեղ կա, որտեղ կարելի է տեղադրել այդ խաղերը և չփչացնել քաղաքի միակ վայրը, որտեղ արձաններն իրոք տեղին են, բավականին հաջողված և կապված են Գյումրու պատմության հետ։ Իսկ էդ սարսափելի սրճարանը, որն հիշեցնում է գազալցակայանների համար նախատեսված սպասասրահ, ընդհանրապես պետք է արգելվի քաղաքում տեղադրել։ Ուզում եմ հասկանալ Գյումրին գլխավոր ճարտարապետ ունի թե՞ ոչ և ո՞րն է նրա գործառույթը։
Մարինա
Գյումրի այցելող տուրիստներին շատ ավելի հետաքրիքր թանգարաններ ու տեսարժան վայրեր ունենք ցույց տալու, քան այս արձաններն են, որոնք բացարձակապես կապ չունեն Գյումրու պատմության հետ: Եվ հետո այստեղ խոսք է գնում նաեվ արձաններ տեղադրելու անվան տակ մեծ գումարներ փոշիացնելու մասին: Ոչ մեկի համար գաղտնիք չէ, թե դրանք ում օրոք եվ ինչպես են փոշիացվել: Ավելի լավ կլիներ այդ արձանների փոխարեն քաղաքի փողոցները մի քիչ բարեկարգվեին, կանաչապատվեին, որ զբոսաշրջիկները քաղաքի փոշուց ու ցեխից չզարմանային (եթե էդքան շատ եք մտածում զբոսաշրջիկների մասին): Որպես գյումրեցի ինձ համար ավելի կարեվոր է ասֆալտապատած ու կանաչ տարածքներ ունենալը քաղաքում, քան այդ արձանները: Քաղաքում մի նորմալ այգի չունենք, որ այդ նույն տուրիստները արձաններով «հիանալուց» հետո մի տեղ նստեն ու մաքուր օդ շնչեն: Այ էդ մասին մտածեք: Թե չէ նման արձաններով ոչ մի տուրիստի չես զարմացնի:

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter