HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Турция стала непредсказуемой

Армения и Азербайджан – 2011: мнения и комментарии

Турция из Армении и Азербайджана видится по разному. В интервью армянского и азербайджанского аналитиков можно ознакомиться с оценками актуальных внешнеполитических проблем Турции сегодня.  

Опросы-интервью армянских и азербайджанских специалистов различных сфер – это часть работы, которая проводится в Армении и Азербайджане в рамках совместного проекта Исследовательского центра «Регион» (Армения) и Института мира и демократии (Азербайджан). 

Проект «Альтернативная информация для армяно-азербайджанского диалога» поддерживают посольства Британии в Армении и Азербайджане.

Интервью одновременно публикуются в газетах «Hetq» (Армения) и  «Новое время» (www.novoye-vremya.com, Азербайджан).

В Азербайджане интервью проводятся Институтом мира и демократии.

Исследовательский центр Регион 

Интервью с представителем Армянского Нацонального Конгресса Давидом Шахназаряном

Какое место занимает Южный Кавказ среди региональных интересов Турции сегодня, и что в большей степени мешает или помогает ей укрепить свои позиции в регионе (противоречия с Арменией, взаимопонимание с Азербайджаном)?

Очевидно, что если бы Турция демонстрировала сбалансированную позицию в нагорно-карабахском конфликте, то возможно и возникли бы для нее, какие-то посреднические возможности в процессе урегулирования конфликта, а также в укреплении ее роли на Южном Кавказе. Турция всегда стремилась, да и сейчас не скрывает, что желала бы взять на себя в указанном вопросе посредническую роль, в то время как ее позиция и позиция Азербайджана в данном вопросе полностью совпадают, что абсолютно неприемлемо для посредника.

Напомню, что весной 1993 года, после того как силы самообороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики добились военных успехов в конфликте с Азербайджаном и установили контроль над Кельбаджарским районом, Анкара, поддерживая Баку, приняла решение закрыть границу Турции с Арменией,  которая закрыта до сих пор. Заблокировав армяно-турецкую границу Анкара, тем самым, не выполнила требование Резолюции 822 (1993) Совета Безопасности ООН от 30 апреля 1993 года. С того момента, Турция выступает как сторона нагорно-карабахского конфликта - и де-юре и де-факто. По моему мнению, это основные препятствия, мешающие Турции увеличить свою роль в регионе.

Будущее армяно-турецких отношений на данный момент гораздо более неопределенно, чем на момент возникновения Цюрихских протоколов. До сих пор в силе и, по-моему, в ближайшем будущем не изменится данность, что Турция не сделает какого-либо нового шага в армяно-турецких отношениях, пока не будет очевидного продвижения в карабахском вопросе. К сожалению, эту простую истину не понимали ни власти Армении, ни посредники - в частности, США.

С самого начала “футбольной дипломатии” в октябре 2008 г., которая завершилась подписанием протоколов в Цюрихе, в апреле 2008 г., Армянский Национальный Конгресс неоднократно подвергал критике подписанные документы. По нашему мнению, в момент подписания протоколов, истинной целью Турции было пресечение процесса международного признания Геноцида. Исходя из этого, Турция подготовила свою стратегию выхода из протоколов.

Как представитель АНК, я должен отметить, что мы не против, чтобы ученые Турции и Армении проводили исторические исследования. Мы против того, чтобы таковые имели политический мандат (полномочия) диктовать политикам: двусторонние отношения должны развиваться независимо от научных оценок. И что же мы имеем сегодня, по завершении “футбольной дипломатии” и провала ратификации Цюрихских протоколов?

Во-первых, резко возросла напряженность в официальных отношениях Анкары и Еревана, далее – подписание протоколов оказало негативное влияние на процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта, и в результате роста напряженности  - возросло влияние России в регион. Кстати, с этим связано не только пролонгирование сроков договора о размещении российской базы в Армении, но и расширение подконтрольной области.

Каковы главные внешнеполитические успехи и, наоборот, упущения Турции за последнее время?

Внешняя политика сегодняшней Турции, которую часто называют “ноль проблем с соседями”, не соответствует политике, провозглашенной Анкарой несколько лет назад, т.е.  – стратегические взаимоотношения с США, партнерские – с Израилем и, членство в ЕС. Мои наблюдения показывают, что вышеупомянутые положения в настоящий момент, пересмотрены Турцией. В общих чертах, результаты политики “ноль проблем с соседями” очевидны: мы пока не может говорить о каких-либо значимых успехах. По некоторым оценкам, в результате данной политики, у Турции возникли новые проблемы с соседями.

Причиной этого, по заявлениям высокопоставленных турецких политиков, являются власти сопредельных стран. Внешняя политика Турции стала непредсказуемой и не способствует стабильности и безопасности в регионе. Даже со своим союзником - Азербайджаном у нее есть проблемы, которые еще более углубились из-за подписания армяно-турецких протоколов. Кроме того, между ними существуют серьезные противоречия, связанные с территорией Нахичевана, которые официальный Баку, конечно, предпочитает не озвучивать.

Одним словом, со всеми своими соседями Турция сейчас создала серьезные проблемы. Она стала непредсказуемой как для своих соседей, так и для Запада. Говоря объективно, я не могу отметить какие-либо успехи турецкой внешней политики. Вместо «ноль проблем с соседями”, Турция сейчас имеет ноль, в смысле взаимоотношений и ноль, в смысле результата.

Что характеризует на сегодняшний день американо-турецкие, европейско-турецкие отношения, и насколько отличаются политические цели США, Европы и Турции в южно-кавказском регионе?

Как я уже сказал, для США Турция остается непредсказуемым партнером.  Вопрос вступления Турции в ЕС на сегодня, не является реалистичным, эта цель носит формальный характер – хотя бы по той причине, что Турция не является демократической страной и не соответствует требованиям ЕС. Я думаю, что Европа не имеет интересов в Турции и регионе, ЕС продвигает вперед программу Восточного партнерства и удовлетворяется этим.

В нашем регионе, Брюссель изначально руководствовался принципом, что стабильность важнее, чем права человека и демократия. Но, в результате этого, нет не только демократии, но нет и стабильности и безопасности. Для США, этот регион гораздо важней, в связи с его операциями и интересами в Афганистане и Иране. Для США тоже, как и для Европы, более важна стабильность в регионе, чем демократия и, им не нужна лишняя «головная боль» в этом регионе.  

Как сказываются российско-турецкие отношения на интересах Армении и Азербайджана? Какое место уделяется Россией и Турцией “карабахскому вопросу”, в этих отношениях?

Несколько лет назад, Турция и Россия инициировали много разноплановых программ, однако сейчас они заморожены: ожидания обеих сторон были весьма преувеличены. 

Турция довольно серьезно сотрудничает с Россией в области безопасности в черноморском регионе. Существует договоренность, что вопросами безопасности черноморского региона, будут заниматься эти два государства.

Посредством несостоявшихся русско-турецких проектов, Турция пыталась взять на себя роль посредника в нагорно-карабахском конфликте. Убежден, что ни Россия, ни другие сопредседатели Минской группы, не видят Турцию в этой роли. 

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter