HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Армен Аракелян

Актеры второго плана, или два залога победы власти

В интервью от 2 декабря президент РА Серж Саргсян сделал заявления, после которых уже не было сомнений в том, что задача принятия нового проекта Конституции является для властей вопросом жизни и смерти. Не было сомнений и в том, что ради достижения этой цели власть задействует все свои ресурсы – административные, финансовые, олигархические – и прибегнет ко всем тем технологиям, которые  обеспечивали победу власти по меньшей мере на двух последних общегосударственных выборах. Особенность этих технологий состоит в том, что, независимо от качестве предвыборной агитации, наряду с откровенным использованием этих ресурсов желаемый результат голосования достигается таким путем, чтобы оппозиция не имела достаточной фактической и доказательной базы для оспаривания этого результата. А характер и объем зафиксированных правонарушений не бывают такими, чтобы, основываясь на них, можно было добиться правового оспаривания и отмены результатов выборов, в данном случае – результатов референдума. Методика, применяемая властью с 2012 года по сей день, работает безотказно и в высшей степени продуктивно. С 2012 года по сей день оппозиция не только не знает, как с этим бороться, но и каждый раз, попадая в эту ловушку, возлагает надежды на очернение властей, тем самым оправдывая свое и общества очередное поражение.  

Власть использует конкретную и практически неизменную тактику. Вместо того, чтобы отрицать факт победы на выборах с помощью избирательных нарушений, власть обуславливает свою победу слабостью противоположной стороны, а на деле – отсутствием рычагов вздействия на ситуацию. Власть руководствуется простым принципом: не пойман – не вор. Эта власть приучила к тому, что от нее ничего ожидать не следует.     

В вопросе принятия новой Конституции властям помогло в первую очередь общество: с одной стороны своими люмпенизированными и конформистскими, а с другой – безразличными массами. Судя по результатам, правосознательная и активная часть общества сейчас составляет меньшинство – около 1/6. Две вышеупомянутые части образуют абсолютное большинство общества, 49% которого фактически не голосовало. Часть не пошла на референдум, так как разочаровалось в избирательной системе и было убеждено, что ее голоса ничего не дадут. Другая часть не пошла на голосование, так как не была знакома, да и не имела желания ознакомиться с проектом Констиутции, хотя считала, что изменение своего социального положения не зависит от конституционных формулировок, системы управления и тем более от смены власти. Независимо от мотивов,  факт, что эта масса, не придя на голосование, способствовала такому исходу референдума.

Самым активным участником референдума стала другая, люмпенизированная часть общества. Проголосовав в результате получения взятки,под воздействием различного рода давления, товарищеских или родственных уговоров, эта часть стала основным инструментом для осуществления избирательных фальсификаций. Для этой массы референдум – всего лишь шоу, в котором они чувствуют себя актерами массовки и за участие в которой получают плату, пусть даже унизительную, пусть даже осознавая, что эти суммы безвозвратно вытаскиваются из их карманов.    

Сходство этой люмпенизированной массы с огромной армией безразличных состоит в том, что они руководствуются одними и теми же мотивами: от меня ничего не зависит, я ничего не могу изменить. Совокупность этих двух масс представляет собой утраченную политической системой армию, оставшийся бесхозным ресурс, который единственное средство “самооценки” превращает в единственный для себя инструмент реализации власти - голос, который выносит на продажу во время выборов. 

Бороться и побеждать власть можно. Бороться с обществом невозможно, победить общество нельзя.

Даже если и понятно, что общество само наносит себе удар, само лишает себя будущего, эта горькая истина является всего лишь признаком болезни общества, а не прелюдией к преждевременной смерти. Эти массы достойны не критики и отторжения, а сочувствия и помощи.  

Другим источником победы власти на референдуме был фронт “Нет!”, который на протяжении всей агитационной кампании преподносил свою расколотость как умелую тактику, но на деле не имел тактики и внутреннего единства. Часть этого фронта призывала электорат пойти на избирательные участки и проголосовать, а другая часть призывала бойкотировать голосование и участвовать в акции “мирного неповиновения”, которое, как выяснилось, представляло собой сочетание старых и ведущих в тупик инструментов – митинга, шествия, сидячей демонстрации. Оппозиция с постоянным упорством продолжает от выборов к выборам биться головой об стену, при этом она не задумывается над тем, чтобы найти способы пробить эту стену, преодолеть или обойти ее.     

И вместо того, чтобы после каждого очередного поражения искать причины в себе, оппозция предпочитает обманывать себя и общество, находить козлов отпущения. Нет никаких сомнений в том, что история повторится и на этот раз. 

Нынешний референдум по конституционным изменениям позволил сделать следующий вывод: та системная оппозиция, которая способна формировать общественно-политическую повестку, предлагать выходы из ситуации, внушать обществеу доверие, строить политическую борьбу на четких принципах и четкой стратегии, обеспечивать присутствие на всех избирательных участках неподкупных членов комиссии и доверенных лиц, в Армении не существует. И хорошо, что этот факт становится очевидным сейчас, когда до парламентских выборов остается почти полтора года. Вопрос в том, что результаты референдума не решают только задачу принятия новой Конституции. Они решают задачу создания предпосылок для воспроизводства действующей власти на парламентских выборах 2017 г. И это не обусловлено формированием “стабильного большинства”, которое на самом деле является искусственным механизмом. Этот референдум показал, а точнее подтвердил, что власть может формировать большинство даже не нуждаясь в мажоритарной избирательной системе. Причем необходимости в посторонней силе у нее нет.  

Во время президентских выборов 2013 г. кандидат власти Серж Саргсян получил 58,6% голосов, а невольно оказавшийся в роли основной альтернативы власти, кандидат оппозиции Раффи Ованнисян – 36,75%. Это то соотношение голосов, которое почти полностью соответствует соотношению властных голосов “да” и невластных “нет” во время референдума по Конституции. При этом в 2013-ом АРФ Дашнакцутюн и партия “Процветающая Армения” поставили себя вне избирательного процесса. Если такую картину удалось обеспечить и на президентских выборах, создающих самый большой ресурс поляризации политического поля, и в ходе предполагающего всегда две стороны референдума, то более чем реально обеспечить его в парламентской системе, основанной на принципе распыления или разделения голосов. Силы, преследующие цель не допустить такую перспективу, имеют всего полтора года на то, чтобы не только преодолеть стагнацию, возникшую в оппозиционной среде, но и для того, чтобы добиться безоговорочной поддержки как можно более широких общественных масс. Но сделать это с помощью “генералов поражений” невозможно. Нужна новая оппозиция – с новой ценностной системой, новыми лицами и, самое главное, совершенно новой концепцией работы с обществом.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter