
“Мы не враги, не надо друг друга бояться”
25-летний Ибрагим Юнал родом из Тарсуса (Тарсон, Киликия). В Стамбуле учится и работает уже около 5 лет. В мае собирается приехать в Армению снимать фильм об Арарате.
Как родилась идея создания фильма об Арарате?
Я знаком с писателницей Эдже Темелкуран и люблю ее книгу "Глубокая гора" (Deep Mountain, 2008). Она об Арарате, об армянах и турках. Турецкий центр GPOT и армянская организация "Интерньюс" осуществляют проект по созданию фильма с участием молодежи, и я решил в нем участвовать. Захотел снять фильм именно об Арарате. О своем намерении рассказал двум турецким режиссерам – Джанеру Алперу и Мехмету Биналу. Они одобрили мою идею, и уже с января этого года я начал работать над фильмом., Это экспериментальный документальный фильм. Наверное, будет называться "Арарат", но, возможно, я поменяю название.
Это твоя первая работа?
Да, это мой первый авторский фильм. Правда, я снял еще два фильма, но они студенческие и мне самому не нравятся. Работал в качестве помощника режиссера в двух игровых турецких фильмах. Сейчас занимаюсь также фотографией. Кроме того, учусь в Стамбульском университете культуры на отделении фотографии.
Это моя вторая специальность, а первая связана с радио и телевидением.
И в чем состоит идея фильма об Арарате?
Я рассказываю туркам, что Арарат не только гора. Для армян это символ, который причиняет им боль. В феврале, когда я приехал в Ереван, то узнал, что для армян эта гора имеет огромную важность. Я повсюду видел рисунки с изображением Арарата. Фильм об этих рисунках тоже, об Арарате-символе. Турок учат в школе, что Арарат – самая высокая гора в Турции, но для армян эта техническая сторона не единственная.
Кто герои фильма?
Это армяне – бабушка и внук, и еще два-три жителя Еревана, которые на Вернисаже продают картины. Я беседую с ними, они высказывают свое мнение о горе, говорят также об армянах и турках. Фильм длится около 15 минут. Наряду с мнениями продавцов картин и образов бабушки и внука я использую также изображения Арарата в Библии, художественных работах, на фотографиях, картах.
Твоя прапрабабушка была армянкой из Вана. Какие чувства ты испытал в Армении?
Ни хорошие, ни плохие. Мне было грустно, потому что моя страна, Османская Турция, причинила боль этим людям или их предкам. Для меня это имеет существенное значение, поскольку во мне живут и армянин и турок. Действительно было трудно.
Что ты можешь сказать другим молодым людям? Смогут ли они изменить отношение турок к этому вопросу?
Отношение пожилых людей – нет, что касается молодежи, то я думаю, что мы сможем что-то изменить. Я знаю молодых турок, которые придерживаются демократических взглядов. Я встречаю их повсюду, правда, их немного, но они есть. Думающих так, как я, в Армении и Турции не так много, но когда-нибудь мы добьемся нашей цели. Я могу сказать одно: мы не враги, не надо друг друга бояться. Это Арарат: с одной стороны армяне, с другой – турки. В чем проблема?
В истории.
Да, история... Но мы, молодежь, можем изменить наши отношения, мы должны это сделать. Не надо далеко ходить. Мы, пожалуй, сможем внести изменения в наше культурное, социальное общение. Я в это верю. Люди должны это понять. Именно об этом я говорю в своем фильме.
Стамбул
Комментарии (5)
Написать комментарий