HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Ерануи Согоян

Амулсар: золото или порождающее болезни будущее? Часть 2

Ерануи Согоян

Часть 1

Сохранит ли Джермук славу курортного города после эксплуатации Амулсарского месторождения? 

На этот вопрос мэр Джермука Вардан Ованнисян ответил встречным вопросом: “А почему не должен сохранить?” Об угрозах, связанных с эксплуатацией Амулсарского золотоносного месторождения и его воздействием на окружающую среду, мэр осведомлен в той мере, в какой были организованы общественные обсуждения, поступали сигналы экологов, проводились различные изучения этого вопроса. Четыре года назад Ованнисян был обеспокоен больше, чем сейчас. “Если мы почувствуем, что Джермуку угрожает опасность, мы начнем борьбу, а пока мы выжидаем, тем более, что основные работы еще не начались, да и “Геотим”, как утверждают представители компании, делает все возможное для сокращения рисков”,- отметил глава городской администрации.    

В период с 2012-го по 2014-й гг. мэр Джермука в интервью различным СМИ высказывался против программы эксплуатации месторождения, находящегося недалеко от туристического города. Он утверждал, что золото у них уже – это минеральная вода “Джермук”. Вместе с тем Ованнисян выражал обеспокоенность тем, что из-за горнодобывающей промышленности пострадает туризм. Спустя два года, мэр, не отрицая свои прежние заявления, начал высказываться в сослагательном наклонении.

Вардан Ованнисян

«Если месторождение, которе находится в 12 километрах от города, начнет действовать, если оно не будет причинять вред нашему городу, если не будет кардинальных изменений, то не думаю, что туристы не станут приезжать в Джермук. И потом, я неоднократно просил журналистов не муссировать эту тему, поскольку проблем пока нет, а это влияет на туризм. Но если месторождение причинит вред Джермуку, весь город выйдет на улицу протестовать против месторождения,- заявил Вардан Ованнисян. – Мы не раз интересовались у комании “Геотим”, есть в мире место, где соседствуют месторождение и город.  Нам сказали, что есть. Если мы не пострадаем, если ситуация, наоборот, улучшится, откроются новые рабочие места, будут осуществляться инвестиции, почему нет, тем более, что в мире, как говорят, есть такие примеры, когда рядом с городом-курортом действует рудник”. 

Представители компании “Геотим” в спорах со своими оппонентами обычно проводят параллели между Амулсаром и находящимся в штате Колорадо месторождением Крипл Крик. Отмечается, в частности, используемый там метод добычи золота, который собирается использовать и “Геотим”. Однако в отличие от Амулсара на месторождении Крипл Крик почти все золото находится в свободном состоянии и не требует измельчения руды. Кроме того,  там, в отличие от Амулсара, нет сульфидной руды.   

В 70 километрах от Крипл Крик расположен курортный город Колорадо- Спрингс (Colorado Springs), который был основан в 1871 г. Во всем мире Колорадо-Спрингс известен как центр зимнего туризма. Здесь в числе 50 туристических направлений указан также город горняков Крипл Крик.  

При проведении параллелей Джермук-Амулсар и Крипл Крик-Колорадо-Спрингс Джермук явно проигрывает, поскольку находится на расстоянии не 70, а всего 12 километров от месторождения.   

Обусловлен ли спад протестной волны в Джермуке инвестиционными программами “Геотима”? 

Волна протеста против программы Амуларского месторождения поднялась в Джермуке почти четыре года назад. Гражданская инициатива “Джермук не будет превращен в рудник!” обратилась с письмом к президенту страны, сообщив об обеспокоенности джермукцев тем, что эксплуатация месторождения может угрожать здоровью людей и окружающей среде.  

Различные акции протеста, общественные обсуждения дали результат: в мае 2016 г. Джермук вошел в число общин, где имеются определенные риски, а компания “Геотим” осуществила несколько инвестиционных программ. В частности, Фонду развития Джермука было выделено 24 млн драмов, еще 15 млн были направлены на программы по благоустройству города.  

Идея создания Фонда развития Джермука принадлежала мэру города Вардану Ованнисяну. Руководителем Фонда является его сын Геворк Ованнисян, который получает всего 40 тысяч драмов. 

По словам мэра, он решил не брать на эту работу постороннего человека, чтобы не платить высокую зарплату, что позволило бы направить суммы на решение актуальных задач. Ованнисян опроверг слухи о том, что его отход от борьбы против эксплуатации месторождения обусловлен перечислением Фонду со стороны компании “Геотим” 40 млн драмов и реализацией социальных программ.

«Через 10 лет Джермук превратится из города-курорта в город горняков” 

Житель Джермука Армен Варданян убежден, что его сограждане мало осведомлены о последствиях эксплуатации Амулсарского месторождения. Он считает маловероятным дальнейшее развитие Джермука в качестве города-здравницы. 

«Через 10 лет Джермук превратится из города-курорта в город горняков. Компания “Геотим” уже арендовала санаторий “Мир Джермука”, где должны жить его работники – около 1000 человек. Это будут не местные жители. Представляете, во что превратится наш город. Кто приедет сюда отдыхать”,- тревожится Армен Варданян.   

Экплуатацию месторождения он считает цивилизованным геноцидом. Армен и его друзья не верят слогану “Геотима” – “Ответственная горнодобывающая промышленность”. 

“Мы хотим, чтобы те, кто должны эксплуатировать месторождения, застраховали и нас, и здания,- заявил Армен. – Я не уверен, что наши граждане в полной мере осознают опасность месторождения. Компания “Геотим” будет эксплуатировать рудник, добывать золото, разбогатеет, а нам достанутся только болезни”.  

Армена не обнадеживают и заверения исполнительного вице-президента компании Lydian International LTD Дидье Фолена в том, что после эксплуатации месторождения хвостохранилища не будет. Современная площадка, которую собираются использовать для Амулсарского месторождения, была спроектирована 20 лет назад. Она даст возможность избежать тех проблем, которые могли возникнуть в случае создания хвостохранилища.  

По мнению нашего собеседника, хвостохранилище предпочтительнее цианидного способа, который предлагает “Геотим”.

“У людей появятся болезни дыхательных путей, легких. Вначале мы, возможно, не почувствуем, но опасность очень велика. Под угрозой окажется будущее поколение. А о беременных женщинах кто-нибудь подумал? Они говорят, что хвостохранилище представляет опасность, а их метод безопасен, однако никаких гарантий нет”,- сказал Армен Варданян. 

Угрозы цианидного метода извлечения золота 

Извлечение золота цианидным методом продолжает сохранять лидирующие позиции во всем мире, хотя о его опасности много пишут и говорят. О существующих угрозах постоянно сигнализируют и экологи.  

Фото: redskynews.com

В 1992 г. из-за утечки цианидного раствора в окрестностях города Самитвил в американском штате Колорадо на 27-километровом участке реки Аламос были уничтожены все виды рыб. Экологический ущерб был оценен в 150 млн долларов.

В 1998 г. грузовик, доставлявший на месторождение Кумтор в Киргизии 20 тонн цианидного раствора, упал с моста в реку, отравив  реку Барсконе и озеро Иссык-Куль. В 2011 г. в хвостохранилище золотоносного месторождения недалеко от села Секисовка в Казахстане произошла авария, вследствие которой окружающей среде был причинен ущерб на сумму 1 млрд тенге.  

30 января 2000 г. обрушилась дамба хвостохранилища золотоносного месторождения недалеко от города Бая-Маре в Румынии, в результате чего 100 тонн цианидных отходов попали сперва в реку Сомеш, затем во вторую по величине реку Тиса в Венгрии, а оттуда  в  Дунай, отравив 400-километровый участок трех рек. Эксплуатировавшая месторождение австралийская компания Esmeralda Exploration заявила, что авария произошла из-за выпадения большого количества снега, который и привел к обрушению дамбы. 

Источники фотоснимков: 1 ,23456, 7

Цианид уничтожил в реке Тиса 80% водной флоры и фауны, 2,5 млн человек лишились возможности использовать чистую воду. В реках было уничтожено 1240 тонн рыбы. Эта экологическая катастрофа была признана второй по величине после аварии на Чернобольской АЭС. По сей день тысячи румынцев требуют закрыть месторождение, хотя оно приносит стране огромную прибыль.  

Экологическая организация “Дети Земли” и “Гринпис” (Greenpeace) заявили, что это еще один повод запретить во всем мире извлечение золота цианидным методом. В парламенте Румынии трижды предпринимались попытки обсудить проект закона о введении запрета на извлечение золота этим спобосом, однако ни одна из них не увенчалась успехом. Известная немецкая группа Rammstein посвятила песню рыбакам, испытавшим на себе гибельное воздействие цианида. Песня называлась “Дети Дуная” (Donaukinder). 

В том же 2000-ом году крупные аварии произошли на месторождениях Галивари в Швейцарии, Гаункчи в Китае, Кайамарка в Перу, Толукума в Новой Гвинее, Сычуань в Китае и Борса в Румынии. Вследствие аварии на китайской месторождении Гаункчи погибло 29 человек, более 100 домов было разрушено. Начиная с 1975 г. причиной 75 процентов аварий на месторождениях во всем мире были обрушения хвостохранилищ.     

Согласно экологической программе ООН, 3500 хвостохранилищ во всем мире по сей день активно используются, еще несколько тысяч законсервивароны, но все они представляют собой потенциальную опасность.

И самый свежий пример… 

5 ноября 2015 г. в истории Бразилии произошла самая страшная экологическая катастрофа. В результате обрушения дамб двух хвостохранилищ миллионы кубометров отходов попали в главную реку страны – Рио-Досе. Была нарушена жизнедеятельность нескольких населенных пунктов, погибло по меньшей мере 17 человек, сотни жителей были эвакуированы.

Касаясь этой ситуации, “Гринпис” (Greenpeace) заявила, что не была разработана программа действий и что находящиеся по соседству с месторождением общины не были готовы противостоять столь мощной катастрофе. Компании, эксплуатировавшие хвостохранилища, были оштрафованы на 1 млрд бразильских реалов (261 млн долларов США), однако эта сумма не покрыла реальный ущерб, причиненный катастрофой. 

Обратим ли вред, причиненный природе цианидом?  

В 2006 г. корпорация Barrick Gold (“Бэррик”) приобрела в Доминиканской Республике прекратившее деятельность в 1999 г. местрождение Пуэбло Вьехо (Pueblo Viejo). До 2012 г. организация пыталась устранить причиненный природе серьезный экологический ущерб, поскольку бывший собственник прекратил эксплуатацию месторождения без надлежащего восстановления экологии, передав следующему владельцу загрязненные тяжелыми металлами землю и воду. Корпорация Barrick Gold стала владельцем 60%, а “Голдкорп холдинг” (Goldcorp) – владельцем 40% акций компании. Вместе они образовали “Доминиканскую корпорацию Пуэбло-Вьехо“ (ДКПВ).  

До того, как корпорация “Бэррик” приступила к работам по очистке воды, водородный показатель, или pH, воды в реке Маргарита составлял 2.5, что свидетельствовало о высоком уровне кислотности. Вода в реке утратила свой первоначальный цвет, став темно-красной из-за большого содержания остатков металлов. После очистных работ река приобрела свой первоначальный вид, а там, где в нее попадает очищенная вода, pH достиг 7.0-8.5. После того, как месторождение перешло к ДКПВ, на территории 3500 га была восстановлена растительность, построен завод по очистке воды, восстановлено 180 тыс. кубометров загрязненной земли. ДКПВ также выделил 75 млн долларов на очистку исторических территорий. 

 

 

Инвестиции, вложенные в Публо Вьехо, составили 4 млрд долларов, что считается самым крупным иностранным вложением за всю историю Доминиканской Республики. Месторождение находится в 100 км к северо-западу от столицы Санта-Доминго.

Стран, выступающих против цианидных методов извлечения золота, очень мало

В 2010 г. Европарламент проголосовал против цианидного метода извлечения золота, однако Еврокомиссия оставила решение вопроса на усмотрение стран-членов ЕС. До сих пор от указанного метода отказались Франция, Германия и Чехия. Цианидый способ извлечения золота не применяется в Коста-Рике, двух провинциях Аргентины, американских штатах Монтана и Висконсин. Этот метод добычи золота запрещен недалеко от города Бергам в Турции, поскольку может нанести вред здоровью местных жителей.   

В 2002 г. исполнительная власть провинции Миндоро (Mindoro) на Филиппинах просле долгих обсуждений запретила добывать кобальт и никель в течение 25 лет. В 1998 г. по инициативе жителей штата Монтана (США) на новых месторождениях было запрещено использовать цианидный метод извлечения золота. Однако подавляющее большинство добывающих компаний не спешит отказываться от этого метода.  

Блеск золота и опасные “игры” цианида 

Для здоровья человека цианид представляет опасность только в большом количестве. Он вызывает асфиксию, а в случае отсутствия медицинской помощи приводит к смерти. В организме человека малые дозы цианиды могут нейтрализоваться самостоятельно. Под воздействие воздуха и солнца цианид быстро разрушается, однако водные флора и фауна, особенно рыбы, крайне чувствительны к этому яду. 

В одной из своих многочисленных публикаций гражданская инициатива “Всеармянский экологический фронт” (ВЭФ), касаясь ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, которую должны нести эксплуатирующие месторождения компании, отмечает наличие серьезного пробела в законодательстве Республики Армения.  

В Армении горнодобывающие организации полностью освобождены от платежей за размещение хвостохранилищ, свалок, между тем в случае взимания налогов даже по самым низким ставкам поступления составят 100 млн евро в год. Это намного больше, чем все налоги и платежи, которые выплачивают за год эти компании.    

В РА не действует используемое во многих странах понятие “капитал”, который образуется за счет серьезных доходов от использования недр и направляется на сохранение окружающей среды и компенсацию возможного экологического ущерба.   

По словам географа Левона Галстяна, если 100 млн тонн отходов, которые образуются в результате переработки золота с помощью цианида, будут считаться опасными и будут облагаться налогом, то Lydian придется платить за их размещение следующие экологические платежи:

в случае опасности 2-го класса - 5,7 млрд

в случае опасности 3-го класса - 1,1 млрд

в случае опасности 4-го класса - 357 млн. 

Между тем по действующему на сегодняшний день законодательству это обязательство составляет ноль драмов, утверждает Л.Галстян.

Продолжение следует 

Комментарии (1)

Անահիտ Շիրինյան
Հարգելի Քաղաքապետ Վ. Հովհանիսսյան, Որպես մասնագետ (ջրաբան, միջավայրային գիտությունների դոկտոր) և հանքահանման-հանքարդյունաբերության ոլորտից տեղյակ անձ, խնդրում եմ Ձեզ չհավատալ Ամուլսարը շահագործել ցանկացողների ստերին: Հաջողություն՝ ճիշտ որոշում կայացնելուն, Անահիտ Շիրինյան ԱՄՆ

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter