HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Процесс демократизации Азербайджана

Армения и Азербайджан - 2011: мнения и комментарии

Какую роль играют евроструктуры в процессах демократизации Армении? Насколько востребована демократия в обществе? Что в сухом остатке от деятельности правозащитных организаций Армении? На эти и другие вопросы по процессам демократизации в Армении и Азербайджане отвечали руководители четырех неправительственных организаций двух стран: Исполнительный директор Международного центра человеческого развития Теван Погосян и Председатель совета Клуба журналистов “Аспарез” Левон Барсегян (Армения), директор организации «Демократический  мониторинг» Фуад Гасанов и председатель «Клуба прав человека» Расул Джафаров (Азербайджан).

Опросы-интервью армянских и азербайджанских специалистов различных сфер – это часть работы, которая проводится в Армении и Азербайджане в рамках совместного проекта Исследовательского центра «Регион» (Армения) и Института мира и демократии (Азербайджан). 

Проект «Альтернативная информация для армяно-азербайджанского диалога» поддерживают посольства Британии в Армении и Азербайджане.

Интервью одновременно публикуются в газетах «Hetq» (Армения) и  «Новое время» (www.novoye-vremya.com, Азербайджан).

В Азербайджане интервью проводятся Институтом мира и демократии.

Исследовательский центр Регион 

Фуад  Гасанов, директор организации «Демократический  мониторинг» 

-  Как отражаются на практике демократических реформ Азербайджана оценки и рекомендации ЕС, СЕ и других международных организаций? Каковы наиболее действенные рычаги у европейских структур для продвижения процесса демократизации в нашей стране?

-  Власти  Азербайджана, как правило, не принимают демократические реформы, которые бы могли привести к изменению политической системы и режима. Если бы демократические реформы практически были реализованы и обеспечили бы переход фундаментальных институтов от псевдокачества к истинному качеству, это привело бы к параличу нынешнего режима, а в итоге к его разрушению. Тот факт, что демократические институты не действуют в соответствии своей функциональной сути, является показателем отсутствия в стране реальных демократических реформ.   Самый простой способ выявить это - определить, насколько три ветви власти в Азербайджане независимы во взаимодействии между собой. Выборы в законодательный орган- парламент   сопровождались серьезными фальсификациями, ведущие оппозиционные партии в него допущены не были. Были предприняты определенные меры, имитирующие судебные реформы, однако носят они чисто технический характер, таким образом, судебная власть не смогла приобрести независимость. В руках верховной исполнительной власти судебная система превратилась в орудие наказания политической оппозиции, критикующей журналистики и протестующих. В этом смысле Азербайджан, принятый в 2001 в Совет Европы, фундаментально и основательно не выполнил взятые на себя обязательства. Не сделал он этого и, присоединившись к программе Восточное партнерство Евросоюза, а также, подписав план  деятельности  новой политики соседства с Евросоюзом.

В стране так и не были проведены свободные и справедливые выборы, не обеспечена независимость судов, свобода выражения, собраний. Фактически не гарантированы гражданские  и политические права. 18 участников мирной акции протеста были осуждены осенью этого года на лишение свободы до трех лет. 17 из них были названы организацией Amnesty İnternational «узниками совести». В Азербайджане преследуется инакомыслие. За последние 10 лет серьезно нарушаются имущественные права. Нарушение прав собственности приобрело массовый характер. Диффамация все еще уголовно  преследуется. Не решается  вопрос политзаключенных, более того, их число увеличивается.

В реальности  возможностей воздействия европейских структур не так много. Совет Европы, членом которого Азербайджан является, хоть и обладает несколькими механизмами давления, тем не менее, за последние 5-7 лет эти механизмы значительно потеряли силу воздействия. Докладчики ПАСЕ стали более пассивными и не воспринимаются серьезно  властями Азербайджана.  Единственным имеющим силу механизмом воздействия продолжает оставаться Евросуд. Однако и  решения Европейского Суда по правам человека  нужно ожидать несколько лет   и о его эффективности можно говорить лишь в перспективе.  Осуществляющий контроль за исполнением решений Евросуда Комитет министров СЕ в этом смысле не может считаться действенным органом. Довольно ограничены  также возможности воздействия на политические решения властей стран-членов СЕ у комиссара по правам человека Совета Европы.

Во всех случаях механизмы СЕ не могут заставить власти Азербайджана провести фундаментальные демократические реформы, поскольку Азербайджан признан Европой серьезным энергетическим партнером. У Евросоюза имеется лишь два серьезных механизма – Восточное партнерство и Политика Нового Европейского Соседства.  Обе программы в качестве  условий выдвигают серьезные реформы в области демократизации, прав человека и верховенства закона. Но и они не обладают значительным воздействием, поскольку ставят превыше интересы экономики и энергобезопасности. Программа Восточное партнерство считает, что гражданское общество должно играть значимую роль в вопросе евроинтеграции, тем не менее, механизм воздействия не будет усиливаться, пока в официальных переговорах с властями стран-участниц не будут принимать участие представители гражданского общества. Для того, чтобы все механизмы стали действенными, Европе необходимо переходить от «реальной политики» к «моральной политике».  

- Сколько парламентариев представляют Азербайджан в СЕ, как формируются эти группы и в чем конкретно заключается их практическая деятельность (представление интересов страны, истинной ситуации демократии в стране)? 

- В ПАСЕ Азербайджан представляют 12 членов Милли меджлиса: 6 – основные, 6 заменяющие. Они избираются на сессии ММ из числа представителей правящей партии, оппозиции и независимых депутатов. После того, как во время парламентских выборов 2010 года в парламент  не были допущены представители ведущей оппозиции, парламентская группа в ПАСЕ представлена в основном депутатами  от  правящей партии, а также от  псевдо-оппозиционных партий, подконтрольных властям и «независимыми» депутатами, ничем не отличающимися от представителей правящей партии. Таким образом, в настоящее время азербайджанская делегация представлена четырьмя членами правящей партии «Ени Азербайджан», таким же числом « оппозиционеров» и четырьмя беспартийными. Их деятельность заключается в отстаивании интересов правящей власти и частично защитой интересов государства в вопросе территориальной целостности и суверенитета в  рамках СЕ. Лоббисткая политика  делегации сильна в плане отстаивания  интересов власти, власть имущих. В этом смысле ее нельзя считать неуспешной.  

Расул Джафаров, председатель Клуба прав человека 

-  Как обстоят дела с защитой прав человека в  Азербайджане? Сотрудничают ли правозащитные организации нашей страны с Институтом Омбудсмена? К кому больше обращаются граждане, и по каким вопросам - к Омбудсмену или правозащитным организациям?

-  Ситуация с правами человека в Азербайджане неудовлетворительная. Другими словам, в стране больше нарушаются права и свободы человека, чем защищаются. В истории Азербайджана никогда не было 17 «узников совести». 

В настоящее время  организация Amnesty İnternational признает арестованных за участие в мирных акциях протеста в марте-апреле 2011 года «узниками совести». После освобождения из заключения журналиста Эйнуллы Фатуллаева появилась определенная надежда на обеспечение свободы слова и выражения, однако последующие процессы доказали,  что это не так. Речь идет о давлении и нападках на газету «Хурал» и ее главного редактора Аваза Зейналлы. В результате газета прекратила свое издание, а Зейналлы был арестован по ложному обвинению.  Тот факт, что преступление против журналиста Эльмара Гусейнова так и не было раскрыто, а заказчики не были выявлены,  еще более усиливает самоцензуру  журналистов. У журналистов и правозащитников имеются серьезные проблемы с получением информации. В частности, наш Клуб прав человека так и не может получить ответы на направляемые в госструктуры запросы. Лишь в октябре 2011 года на пять запросов не было получено ответов, а на один запрос ответ был дан половинчатый.

 В последнее время имеет место серьезное нарушение прав собственности граждан, им не выдается соответствующая компенсация. Зачастую в отношении граждан применяется сила, таким образом, у них отбирают имущество. Фактически люди оказываются выброшенными на улицу. По имеющейся информации, в настоящее время в судах находятся свыше  60-ти дел,  связанных с нарушением имущественных прав.

 Представляемая мною организация невысоко оценивает деятельность аппарата Омбудсмена в области защиты прав человека. Мы утверждаем это, основываясь на определенные факты. Это говорит о том, что аппарат Омбудсмена не обладает серьезными возможностями в этой области. К примеру, с нашей стороны перед Омбудсменом был поднят вопрос о полицейском насилии, имевшем место в нахчыванском селе Пусьян осенью 2010 года. Тогда брата оппозиционера Чапая Алисоя и его семью подвергли серьезному давлению и насилию. В МВД НАР имел место факт пытки одного водителя. В январе 2011 года был арестован молодежный активист Джаббар Савалан. По закону Омбудсмен обладает правом проведения самостоятельного расследования всех фактов. Однако мы никогда не были свидетелями такого независимого расследования.

Кроме того, аппарат  Омбудсмена имеет право обращаться в суд для наказания и привлечения  к ответственности должностных лиц, а также обращаться к президенту страны по важным и значимым вопросам, однако такого еще не было. Это говорит о том, что аппарат Омбудсмена не является независимой структурой.

Омбудсмен Азербайджана  зависит от исполнительной власти. Считаю, что граждане понимают это и предпочитают обращаться в правозащитные организации.

- Является ли демократия в Азербайджане востребованной со стороны общества, и необратим ли процесс демократизации в стране? 
 

- Процесс демократизации граждане Армении и Азербайджана, считают необходимым фактором. Чем больше люди понимают значимость демократических ценностей, тем больше считают, что они необходимы. К сожалению, существующая власть на словах утверждает свою приверженность демократическим ценностям, на деле же мы видим обратное. По этой причине процесс демократизации замедляется. События, происходящие в  настоящее время, особенно в арабском мире, показывают, что к резкому протесту могут привести неуважение к правам человека,  концентрация власти на протяжении долгого времени в руках одного лица, принимающего единоличное решение. Считаю, что в нашей стране есть потребность в демократии, которая все более усиливается.   

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter