
Армянство Стамбула – "потерянный агнец" или "аутсайдер"
Если во времена Османской империи превосходство мусульман по отношению к немусульманам проявлялось в иеарирхическом разделении классов, и ничего не надо было скрывать, то в 1923 году, после провозглашения республики, эта разница теоретически была устранена, однако по сей день такое явление существует в Турции в невыраженной форме, говорит преподаватель стамбульского университета "Билги", армянка по национальности Арус Йумул. Другой специалист, помощник руководителя программы демократизации Фонда экономических и социальных исследований Турции (TESEV-Turkish Economic and Social Studies Foundation) Йозге Генч отмечает, что сегодня главной проблемой армян является то, что они не рассматриваются в качестве реальных граждан государства. "Их всегда идентифицируют по религии и этническому происхождению",- говорит Генч и добавляет, что подобного рода проблемы имеют и другие меньшинства, однако в случае с армянами это проявляется несколько иначе.
Согласно данным, которые приводятся уже много лет, численность армян в Турции составляет 60-70 тысяч, не считая проживающих в Западной Армении криптских армян (скрывающих свою национальность), которых, по мнению специалистов, довольно много. По словам редактора армянского отдела еженедельника "Акос" Баграта Эстугяна, хотя в турецком паспорте указывается лишь религия гражданина, соответствующие государственные органы располагают данными о численности нацменьшинств, поскольку в находящихся у них документах указана также национальность владельца паспорта.
Армяне, будучи самым многочисленным немусульманским меньшинством, не представлены в политических и общественных сферах, не занимают государственных должностей. Для армян, говорит Йозге Генч, большую сложность представляет также процедура приема на работу, при которой в обязательном порядке учитываются соображения безопасности. Армяне есть и в муниципалитете стамбульского района Шишли, однако здесь живут в основном немусульмане. В комиссии, которая занимается вопросам национальных меньшинств, армян нет, зато своего представителя имеет Министерство иностранных дел, задачей которого должны быть вопросы проживающих за рубежом турок, поэтому существующая ситуация просто удивляет, говорит Генч.
Только недавно на работу в генеральный секретариат по вопросам Евросоюза правительства был принят армянин, однако, по словам Йозге Генча, это единичный случай.
Директор центра GPOT (Global Political Trends Center) Менсур Акгюн отмечает, что в первую очередь учитывается не армянское происхождение, а деловые контакты и связи с армянством. Заместитель Акгюна Сильвия Тиряки добавляет, что в частности в 1970-80-е гг., после действий АСАЛА, турецкое государство избегает назначать армян на высокие посты. Баграт Эстукян не согласен с этим мнением. Он подчеркивает, что этот барьер появился не из-за АСАЛА, а геноцида, о чем турки не говорят.
По словам социолога Арус Йумул, на фоне всего армянства стамбульские армяне похожи на потерянных агнцев, "аутсайдеров". Другие части Диаспоры и Армения всегда рассматривали армянство Стамбула как консервативный слой, представители которого боятся государства, боятся сказать нечто такое, что может вызвать гнев властей и населения страны. Они граждане Турции, не имеющие собственных политических партий и не вовлеченные в армянскую политику. Распространенное представлекние о стамбульских армянах Йумул считает правильным для Османского периода, однако и после установления республики армяне не были вовлечены не только в армянскую, но и в турецкую политику, не активизировались в общественной жизни. Причина в их подходе: они считают, что если будут продолжать жить осторожно, то не встанут перед проблемами, говорит Арус Йумул.
По ее словам, "для стамбульских армян и других немусульманских нацменьшинств это, наверное, стратегия проживания. Именно такой подход и возмущает другие круги армянства". С другой стороны, консервативное стамбульское армянство постепенно интегрируется в широкие круги общества, говорит социолог. Главная причина – смешанные браки. За последние 20 лет число смешанных браков возросло. "В свое время противодействие этому было наиболее важным фактором сохранения армянской общины. Со стороны родителей проявлялось серьезное противодействие, но сегодня ситуация изменилась. Община стала более открытой, в этом вопросе нет конфронтации, а это означает, что будущее поколение станет более гибридным, сможет выбрать свою этническую принадлежность – армянин, турок...",- отметила Арус Йумул. Несмотря на это, специалист не считает, что в будущем здесь не останется армян. "Утверждение о том, что спустя какое-то время армян не остается, фикция. Приведу следующий пример. На протяжении многих веков армяне оставались христианами, но мы знаем, что были поменявшие веру министры, однако они опять остались армянами".
Социолог привела интересный факт. Стамбульские армяне не считают себя диаспорой. "На одной из конференций я сказала, что армянство Стамбула тоже диаспора и пыталась настоять на этом, однако участники высказались против этой точки зрения. И когда один из них заявил, что нельзя так считать, все зааплодировали",- рассказала Арус Йумул. Это обстоятельство она объясняет тем, что сегодня подавляющее большинство армян Стамбула составляют не исконные стамбульцы, а поколения армян, приехавших из своей колыбели – центральных и восточных районов Турции (Западная Армения).
Параллельно смешанным бракам растет число армян, не знающих родного языка. Родители отводят детей в начальную армянскую школу для обучения армянскому языку и правилам свойственного армянам поведения. Однако после этого дети переводятся в иноязычную или частную школу для того, чтобы в будущем поступить в высшие учебные заведения и не иметь языковых проблем со своим окружением. Арус Йумул говорит, что двуязычная газета "Акос" была основана (1996 г.) не только с целью изменения имиджа армян в глаза окружающих, но и для того, чтобы служить армянам, не знающим родного языка.
1990-е годы стали важным периодом также для армянской общины, поскольку с этого времени национальные меньшинства стали говорить о своих проблемах, о дискриминации, а сейчас уже о 1915 годе. Между тем 20 лет назад это были запрещенные темы. Основная причина этих более или менее положительных перемен состоит в том, что Турция не осталась в стороне от происходящих во всем мире процессов и активизации этнических групп.
Стамбул
Комментарии (4)
Написать комментарий