
Для прокурора диплом с отличием врача важнее жизни ребенка
Вечером 2 января 2011 г. с диагнозом “острый ларинготрахеит 1-2-ой степени” в детское отделение ЗАО “Армавирский медцентр” был доставлен 3,5-летний житель села Пшатаван Армавирской области Арташес Седракян. На следующий день, когда состояние ребенка ухудшилось, его перевезли в ереванский медцентр “Сурб Аствацацин”, где спустя четыре дня маленький Арташес умер, не приходя в сознание.
После смерти мальчика его отец Саяд Седракян обратился в полицию Шенгавитского района Еревана. В следственном отделе были подготовлены материалы, а судмедэкспертиза выяснила, что смерть наступила “вследствие вызванной общей интоксикацией организма двусторонней гнойной бронхопневмонией, которой больной страдал при жизни”.
Родители ребенка подали жалобу на ошибки, допущенные врачами армавирской больницы. С целью прояснения картины 22.04.2011 г. была назначена экспертиза, осуществление которой было поручено специализированной комиссии министерства здравоохранения РА.
Из выданного комиссией заключения следовало, что в ходе оказания помощи Арташесу Седракяну врачи ЗАО “Армавирский медцентр” Арменуи Арутюнян, Анна Арушанян, завотделением Гарник Давтян, реаниматолог Карен Антонян допустили врачебные ошибки, которые привели к смерти больного ребенка.
Комиссия установила, что в частности лечащий врач Арменуи Арутюнян не дала ребенку кислород, необходимый при “дыхательной недостаточности 2-ой степени”.
Врач также не провела инфузионную терапию и недооценила состояние ребенка. Остальные врачи отправили находящегося в крайне тяжелом состоянии ребенка в Ереван без присутствия соответствующих специалистов, что в подобных случаях недопустимо.
По указанным фактам в прокуратуре Армавирской области было возбуждено уголовное дело. Врачи не признали свои ошибки и потребовали провести дополнительную экспертизу. Новую судмедэкспертизу осуществила ГНКО “Национальное бюро экспертиз” НАН РА.
В ходе предварительного следствия Саяд Седракян сообщил, что когда 1 января его жена и теща на машине тестя доставили ребенка в армавирскую больницу, он находился на работе. Узнав, что сын в тяжелом состоянии, Саяд сразу поспешил в больницу.
В своих показаниях Седракян рассказал, что предложил врачу (Арменуи Арутюнян. – авт.) перевезти ребенка в Ереван, однако врач заявила, что причин для беспокойства нет, что состояние ребенка постепенно улучшается, и, возможно, до утра его можно будет выписать.
Однако на следующий день Саяд, придя в 9.30 утра в больницу, увидел ребенка в прежнем состоянии, а жена и теща сообщили, что ни врач, ни медсестра не приходили ночью к ребенку.
Арменуи Арутюнян явилась в больницу в 8.30 утра и, увидев Арташеса в тяжелом состоянии, заявила, что ребенок якобы “идет на поправку”. Возмущенный Саяд зашел в комнату врачей, где вместо Арменуи Арутюнян нашел дежурного врача. В дальнейшем он узнал, что это была Анна Арушанян. Выслушав недовольство отца ребенка, Арушанян сразу направилась к больному.
“Увидев ребенка и обследовав его, врач сразу засуетилась. Она поняла, что ребенок не получал необходимого лечения. Арушанян рассерженно вызвала медсестер, других врачей, заведующих отделениями. После этого ребенка перевели в палату интенсивной терапии, где начали осуществлять необходимые мероприятия, в частности, дали кислород. Поняв, что мой ребенок находится в тяжелом состоянии, я заявил, что хочу отвезти его в Ереван”,- рассказал органу предварительного следствия Саяд Седракян.
Однако врач Арушанян сообщила ему, что из Еревана уже вызвана реанимационная бригада. Но поскольку бригада запаздывала, то было решено везти ребенка на машине скорой помощи Армавирского медцентра. Вместе с ребенком в машине находились врач Анна Арушанян, медсестра Айастан и дедушка мальчика.
В своих показаниях врач Арушанян сообщила, что по дороге в Ереван состояние ребенка ухудшилось. Уже в Ереване, недалеко от перекрестка улицы Церетели, где находится детская больница, у мальчика произошла остановка сердца. Чуть раньше имели место остановка дыхания и клиническая смерть.
“Поняв это, я на перекрестке улицы Церетели сняла кислородную маску и начала проводить массаж сердца, а сестра – искусственное дыхание через рот. Буквально через 2 минуты мы доехали до больницы, где ребенка взяли в реанимационное отделение. Там, узнав о произошедшей остановке сердца, сотрудики реанимационного отделения сразу занялись больным, а мы остались ждать. Вскоре мы узнали, что сердечная деятельность у ребенка восстановилась, и его подключили к аппарату искусственного дыхания. Я решила, что опасность миновала, и вернулась на работу в медцентр”,- отметила в своих показаниях Анна Арушанян.
Она также сообщила, что, обследовав ребенка, поняла, что его состояние действительно тяжелое. Арушанян сразу предприняла безотлагательные шаги. Одновременно она позвонила в реанимационное отделение ереванского медцентра “Сурб Аствацацин” и вызвала детскую реанимационную бригаду. Однако ей сказали, что машины нет и придется подождать. Тогда армавирские врачи решили сами доставить ребенка в Ереван, что на тот момент было единственной возможностью спасти маленького Арташеса.
В ходе предварительного следствия врач Армавирского медцентра Арменуи Арутюнян дала показания о том, что 1 января 2011 г. именно она госпитализирвала Арташеса Седракяна и поставила ему диагноз “острый ларинготрахеит 1-2-ой степени”, назначив соответствующее лечение.
Согласно показаниям А.Арутюнян, после ее дежурства состояние ребенка резко ухудшилось, что “было обусловлено не врачебными ошибками, а характером болезни”. Арменуи Арутюнян не признала приписываемые ей ошибки, отметив, что во время ее дежурства дыхательная недостаточность стабильно была “1-2-ой степени”.
Однако эти показания опровергаются показаниями заступившей утром на смену врачом Анной Арушанян, а также другими медработниками и родными ребенка, которые утверждают, что нашли его в крайне тяжелом состоянии.
Отец мальчика сообщил “Hetq”-у, что в процессе дополнительной экспертизы в истории болезни ребенка были обнаружены записи, сделанные ручкой другого цвета. Это вызвало подозрение в том, что эти записи Арменуи Арутюнян добавила позже с целью создать видимость того, будто постоянно держала ребенка под наблюдением. Однако этот факт эксперты почему-то не зафиксировали в своем заключении.
Врач Арутюнян вместо того, чтобы признать свои ошибки, почему-то обвинила мать и бабушку ребенка в том, что они, несмотря на предупреждения не спать ночью, якобы заснули и пропустили изменение в состоянии ребенка. Между тем бабушка и мать мальчика утверждают, что они всю ночь не спали, так как ему было плохо.
В результате дополнительной судмедэкспертизвы было установлено, что решение о переводе больного ребенка врачи А.Арушанян, Г.Давтян и К.Антонян приняли вынужденно, поскольку это была единственная возможность спасти его.
Но если бы сотрудники армавирской прокуратуры и эксперты внимательно изучили дело, то могли заметить, что в своих предварительных показаниях заведующий педиатрическим отделением ЗАО “Армавирский медцентр” Гарник Давтян, отвечая на вопрос следователя о перевозке находящегося в тяжелом состоянии ребенка без соответствующих специалистов, сказал, что “хотя Анна Арушанян педиатр, она является также сотрудником реанимационной службы медцентра “Арабкир” и может осуществлять реанимационные мероприятия”.
Это свидетельствует о том, что Арушанян, работая также в медцентре “Арабкир”, не могла не знать, что группу реаниматологов можно вызвать и оттуда, что, однако, не было сделано.
Заместитель прокурора Армавирской области А.Габриелян не усмотрел в действиях врачей состава преступления и не осуществил уголовного преследования. В свою очередь Арменуи Арутюнян не признала себя виновной по выдвинутому ей обвинению по ч.2 ст.130 УК РА. В своем решении зампрокурора перечислил преимущества врача Арменуи Арутюнян, начиная с того, что она с отличием окончила Ереванский государственный медицинский институт и долгие годы добросовестно работала в Армавирском медцентре и неоднократно поощрялась руководством больницы и минздравом.
Уголовное дело осталось лишь по части бывшего директора медцентра Ншана Геворкяна, который, несмотря на требования врачей медцентра, не обеспечил больницу детским ларингоскопом и необходимыми для детской реанимации аппаратами, из-за чего врачи Арушанян, Давтян и Антонян не смогли оказать неотложную медицинскую помощь Арташесу Седракяну.
“Врач Арменуи Арутюнян, недооценив состояние ребенка, назначила неполноценное лечение. Ее халатность и недостатки организационного характера, допущенные Ншаном Геворкяном, по неосторожности вызвали смерть больного“,- отметил зампрокурора А.Габриелян и одним росчерком пера освободил врача Арменуи Арутюнян от ответственности, переложив всю вину на бывшего директора.
Отец умершего ребенка обжаловал решение прокурора, однако из прокуратуры Армавирской области пришел ответ, в котором говорилось, что принятое решение является законным и что оснований для его пересмотра нет.
Саяд Седракян направил жалобы также президенту и генпрокурору РА. Обе структуры переадресовали эти письма в прокуратуру Армавирской области, то есть в структуру, на деятельность которой жаловался потерявший ребенка отец. Он написал письмо и министру здравоохранения, однако ответа не получил.
20 января Саяд Седракян представил в прокуратуру Армавирской области заявление, в котором объявил отвод заместителю прокурора А.Габриеляну, поскольку тот, по словам Седракяна, игнорируя ряд фактов, прекратил уголовное дело в отношении Арменуи Арутюнян, что подразумевает пристрастный подход со стороны прокурора и наличие у него определенной заинтересованности.
Саяд Седракян потребовал также провести новое расследование по делу смерти своего сына, поручив его другому прокурору.
Что касается уголовного дела в отношении Ншана Геворкяна, то оно находится в суде общей юрисдикции Армавирской области. Геворкян обвиняется по ч.2 ст.130 УК РА.
“Я буду бороться до конца“,- подчеркнул Саяд Седракян.
Комментарии (19)
Написать комментарий