
“10 лет назад были осуждены трое невиновных светлых мальчиков”
Через несколько лет после школьного звонка 18-летний житель села Берд Аветик Туманян был призван в армию. Он служил в Армии обороны НКР, однако вот уже десять лет бывший солдат не может вернуться домой. В 19 лет Аветик был приговорен к пожизненному заключению (приговором Апелляционного суда эта мера наказания была заменена на лишение свободы на 15 лет. – Авт.) и уже десять лет находится в тюрьме. Аветика и двух его сослуживцев обвинили в убийстве другого сослуживца – 18-летнего Артура Месропяна. Однако все эти годы парни утверждают, что они невиновны, и ведут борьбу за повторное рассмотрение уголовного дела.
“Hetq” в нескольких публикациях представил подробности этой трагической истории. В беседе с нами мать Аветика Туманяна Анаит рассказала, что о произошедшем они узнали лишь через 20 дней, 8 октября 2004 г. “Мне позвонили из Карабаха и сообщили, что мой сын подозревается в убийстве. Потом мальчиков доставили в Армению. Следователь Серж Пилоян успокоил нас: не волнуйтесь, Аветик будет освобожден в зале суда. Только в ноябре мы смогли увидеться с сыном в тюрьме “Нубарашен”. Потом его уже приговорили к пожизненному заключению. Когда мы отправились к нему на долгосрочное свидание, он рассказал, какому насилию его подвергали, чтобы заставить взять на себя убийство солдата. Проходивший в Вайке судебный процесс больше напоминал спектакль. Заседание длилось всего 30 минут, потом объявлялся перерыв. А ведь там решались человеческие судьбы. Солдата по кличке Лиса, который в основном и давал показания, привозили и очень быстро увозили, объясняя это тем, что он болен. В один из таких моментов ребята не выдержали, вышли из себя, и судья Левик Погосян (он сейчас на заслуженном отдыхе. – Авт.) сказал нашим детям: ведите себя спокойно, а то приговорю к пожизненному наказанию. Абсурд состоял также в том, что одному из мальчиков было выдвинуто обвинение в злоупотреблении должностным положением, а он был рядовым солдатом. Мы ведем борьбу уже десять лет. Я оптимист, знаю, что мой сын не виноват, что его руки и руки двух других ребят не запятнаны кровью, знаю, что справедливость пусть и сопозданием, но восторжествует. Благодаря сердобольным людям истина будет установлена”,- сказала Анаит.
“Hetq” побеседовал и с адвокатом военнослужащих Аветика Туманяна и Сурика Чобаняна Ваге Маркаряном, который убежденно заявил, что все трое невиновны. “Я утверждал это и десять лет назад. Тогда они были 19-летними светлыми мальчиками, сейчас это 30-летние мужчины. Мое убеждение не изменилось, поскольку я знаком с этим уголовным делом и настаиваю на том, что десять лет назад были осуждены трое невинных честных ребят. Орган предварительного следствия и суд не смогли представить ни одного доказательства, подтверждавшего совершение ими убийства. В основу приговора были положены только постоянно менявшиеся показания одного лица. Это братья Карапетяны и большеникто. Все обвинение было построено на их словах. Дело в том, что на одежде Григора Карапетяна были обнаружены следы крови, и начиная с этого момента его брат Андраник по кличке Лиса изменил показания, назвав имена других парней”.
“Hetq” тоже ознакомился с материалами дела. Это одно из редких солдатских уголовных дел, по которому были назначены все необходимые экспертизы. В 15-томном уголовном деле имеются заключения по 15 экспертизам, однако ни одна из них не выявила даже ничтожную частичку, принадлежащую Аветику Туманяну, Сурику Чобаняну или Артуру Кочаряну. Из этого следует, что экспертизами их участие в убйстве 18-летнего солдата Артура Месропяна было опровергнуто. Наоборот, по результатам экспертизы отпечатков пальцев четко видно, что на вещественных доказательствах и на теле убитого были обнаружены неустановленные отпечатки пальцев. Однако орган предварительного следствия, военная прокуратура, следователи так и не выяснили, кому они принадлежат.
Адвокат Ваге Маркарян по сей день поддерживает связь с семьями своих подзащитных. Он не забывает и ребят и постоянно ищет возможности для повторного рассмотрения дела. Вместе с родителями трех бывших военнослужащих он встречался с прокурором Геворком Костаняном, который сказал, что дело может быть пересмотрено только по вновь открывшимся обстоятельствам.
Между тем основания для появления новых обстоятельств Армении уничтожаются по закону. Например, вещественные доказательства. В конце текстов всех приговоров судьи зачитывают одну и ту же фразу: вещественные доказательства уничтожить. Между тем благодаря их сохранению в развитых странах старые дела вновь пересматриваются, многие осужденные признаются невиновными и выходят на свободу. Государство просит у них прощения и платит в качестве компенсации астрономические суммы.
Ваге Маркарян говорит, что это дело не выходит у него из головы и из сердца, поэтому он постоянно ищет возможности для проведения повторного расследования. С этой целью он передал уголовное дело адвокату Айку Алумяну, который должен попытаться, используя свой профессионализм, помочь трем молодым людям в вопросе повторного рассмотрения дела. В беседе с “Hetq” Айк Алумян сказал: “Сейчася знакомлюсь с материалами уголовного дела. Должен попытаться найти вновь открывшиеся обстоятельств, а также вещественные доказательства. Возможно, что они сохранились, хотя в конце приговора написано, что вещественные доказательства уничтожены”.
В 21-ом веке, когда технологии получили огромное развитие, в Армении при проведении следственных действий делается так мало фотоснимков, что сегодня невозможно даже с помощью современных технологий получить, скажем, механизм совершения преступления с использованием 3D моделированеия. Это тоже может стать вновь открывшимся обстоятельством. Однако, как сообщил нам Ваге Маркарян, через два дня после убийства все следы на месте преступления были уничтожены с помощью тяжелой техники. “Вместо того, чтобы сфотографировать каждый квадратный метр местности (в деле имеется лишь несколько снимков.- Авт.), следователи составляли схемы вручную”,- с болью отметил адвокат.
P.S. “Hetq”обратился в управление уголовно-исполнительных учреждений Министерства юстиции для получения разрешения на проведение интервью с содержащимся в УИУ “Севан” бывшим солдатом Аветиком Туманяном. Мы обратились также к самому осужденному для получения его разрешения. В случае положительных ответов обеих сторон мы представим интервью с Аветиком Туманяном.
Комментарии (9)
Написать комментарий