HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Асмик Оганнисян

Девочка и Лошадь

Девочка смотрела на Лошадь перед собой огромными, растерянными глазами. Она же не умеет самостоятельно ходить, держать равновесие, она же постоянно слышит вокруг себя слова «церебральный паралич», «слабые мышцы», «не умеешь, подожди, помогу»... А теперь ей предлагают взобраться на это большое, одновременно прекрасное и страшное животное.

Она боится, очень боится. Но мужественно пытается преодолеть свой страх, слабо улыбается и протягивает руку к теплым ноздрям Лошади. Робко касается пальцами ее морды. Лошадь делает движение головой, отгоняя мух. Девочка отдергивает руку, вздрагивает, ее большие, черные глаза вновь наполняются страхом. Лошадь, как бы чувствуя себя виноватой в том, что испугала ребенка, осторожно тянется мордой к ее руке, высовывает кончик языка и лижет пальцы ребенка.

Ребенок снова улыбается, снова протягивает руку к Лошадиной морде. Лошадь на этот раз стоит спокойно. Девочка проводит ладонью по мягкой Лошадиной шерсти. Гладит шею, бок. Ее сажают на теплую спину животного. Лошадь делает шаг. Другой. Закружилась земля. Девочке показалось, что она падает. Ухватилась дрожащими ручками за жесткую гриву Лошади. Подумала, что делает ей больно и отпустила гриву. Тогда она еще не знала, что в месте гривы и хвоста у лошади нет нервов. Тогда она еще ничего не знала о лошади. В панике схватилась за собственные штанишки. Напрягла все мышцы, чтобы удержаться в седле.

После круга в манеже держаться стало легче. Девочка продолжала качаться из стороны в сторону, но уже удерживала себя руками, поставленными на холку Лошади. И хотя ноги у нее были отведены назад  и руки болели от напряжения, ребенок радостно смеялся. Ее маленькая, 10-летняя душа не смогла бы объяснить никому, почему ей так радостно, легко и беспечно. Почему ей хочется обнять весь мир от счастья.

Через десять минут ее спускают с лошади, и она должна самостоятельно стоять, а ипотерапист будет считать. 1,2,3... 8, и она падает на руки матери. Но ее слабость и неумение  больше не вызывают досаду, а только смех за свою неловкость. Желание попробовать снова.

Но сейчас ей предстоит еще одно испытание. Восемь собак бегут к ней, чтобы познакомиться, пообщаться, приласкаться. Собак она боится еще больше, чем лошади. Девочка прижимается к маме, просит взять ее на руки, посадить на стол, куда-нибудь, лишь бы ее не достали собаки. Иппотерапист и тренер отзывают собак. Все семь из восьми подчиняются. Но маленькая Маша, помесь померанской и дворняжки, никак не хочет поверить, что на свете нашелся кто-то, кто смог устоять перед ее чарами, не подхватить сразу на руки и не тискать до изнеможения. И она вновь и вновь упрямо подходит к Девочке и не обращая внимания на ее визги, настойчиво терется об ее ноги. Наконец Девочка решается погладить ее. Робко, боязливо, всего двумя пальцами, но гладит! Все хвалят ее, говорят, какая она смелая. Ей это нравится. Ощущение того, что она сильная, возвращается.

- Мы придем сюда завтра? – спрашивают ее сияющие глаза. И мама кивает. В ее глазах слезы.

На другой день начинаются упражнения на равновесие на идущей Лошади. Страх беспомощности возвращается. У нее ничего не получается. Она не может сидеть с поднятыми руками, сразу соскальзывает на бок. Смотрит со страхом на иппотераписта и тренера: вдруг опять назовут ее слабой?

-Не могу, - еле слышно шепчет она.

- Можешь, - слышит спокойный ответ. – Нужно только очень постараться.

И она старается. И у нее получается. Не сразу, не за один день, а в течение месяцев. После упорных и долгих попыток, но  получается!

Проходит несколько месяцев, и упражнения для координации и баланса, которые с трудом даются даже многим взрослым всадникам, она выполняет легко и с закрытыми глазами. Она уже не стоит на счет, она делает первые самостоятельные шаги. 1,2,3.. сегодня целых 9!

Перед ездой у нее сложился ритуал: она берет Машу на колени, Маша ложится на спину, закрывает глаза, раздвигает все четыре лапки и балдееет от счастья, пока Девочка щекочет ей животик. Потом ребенок гладит всех остальных собак, разговаривает с ними, вытаскивает колючки из шерсти. Она знает наизусть все истории о них. Заботливо спрашивает, как Дора, хромает ли еще? Как желудок у Бима, до сих пор болит? И дерется ли с ним еще Аслан или они наконец-то помирились? А Арджук и Додо? Вот они всегда будут драться за территорию, если такие большие, а еще не поняли, что они братья, с грустью констатирует она. И радостно сообщает, что с прошлого раза ноги у рахитичной Берты чуть-чуть выпрямились. И что всегда равнодушный к ней Муму сегодня подошел и лизнул ей руку.

Потом она кормит лошадей яблоками и сахаром. И сокрушается, что вот Харунжи прямо набрасывается на сахар, а Сальма категорически отказывается его есть. И в сотый раз спрашивает, когда же ей можно будет сесть на Жеффу? И в сотый раз выслушивает объяснение, что еще рано, что Жеффа-лошадь-трудная и нервная, но что когда-нибудь обязательно дойдет очередь и до Жеффы.

На Сальме ребенок уже управляет лошадью сама. У Сальмы одна особенность: она по-разному относится к всадникам и детям. С детьми она послушная и старательная, им ничего и не нужно делать, чтобы Сальма аккуратно ходила по манежному кругу. А всадников, чуть только отвлекутся, она несет в разные стороны или прямо в конюшню, причем, с таким невинным видом, будто всего-лишь выполняет их команду. Девочку она всегда воспринимала как «ребенка». Но сегодня, когда Девочку отпустили совсем-совсем одну, Сальма дошла до поворота, остановилась на секунду и повела своего всадника за пределы манежа. Девочка замерла. Она знала эту особенность Сальмы. И пока другие, «здоровые и сильные» всадники орали на Сальму за этот ее трюк, она, «больная и слабая» втайне мечтала, чтобы Сальма вот так же относилась и к ней, не как к слабому, требующему заботы ребенку, но как к всаднику. И чудо совершилось: Сальма признала в ней всадника.

Она почувствовала себя властелином мира. Такой сильной, большой, всемогущей.

Эйфория. Желание жить, радоваться, продолжать... ее мама любит лошадь именно за то, что она пробуждает в ее ребенке эти желания. Ее ребенок проходил много всяких лечений и терапий, но иппотерапия-единственная из них, когда Девочка не чувствует, что ее лечат, единственная, когда мама видит в глазах своего ребенка не скуку от бесконечно повторяемых,  нужных, но скучных упражнений, а счастье. Бесконечное, беспредельное счастье.

А сейчас... Девочка уже учится рысить на лошади. Когда в центр приходит новый ученик, берущий уроки верховое езды, ее просят заниматься с ним. И она, «слабая, неумеющая» девочка объясняет взрослому, сильному дяде, что научиться ездить верхом непросто, нужно долго и упорно трудиться, но что у него обязательно получится, надо только очень сильно хотеть. Еще объясняет, как ритм колебаний спины лошади действует на мышцы всадника и как на лошади проходят грусть и все плохие мысли. Она хочет быть инструктором по верховое езде, когда вырастет.

А еще... Девочке было 9 лет, но она не ходила в школу. Не хотела. Боялась. Она знала, что не такая, как все. Боялась, что не сможет. А сейчас... Робко, с некоторой боязнью она попросила маму: можно ей тоже пойти в школу?  В такую, где преподавали бы урок рисования. Потому что, кроме тренера, она еще хочет быть художницей и рисовать лошадей.

 

Это одна из счастливых историй, которые случаются почти ежедневно в нашем центре иппотерапии «Кентавр» (www.centaur.am ). Эта девочка и другие дети каждый день доказывают, что возможности мозга безграничны. Что нет ограниченных возможностей, есть только ограниченный взгляд на возможности. И что если очень-очень хотеть и верить, самое невозможное становится возможным.

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter