
Скончалась мать Монте
Сегодня в возрасте 92 лет скончалась мать Монте Забел Мелконян. Я встречался с ней в мае этого года. После встречи сделал несколько заметок, которые представляю вашему вниманию.
20 мая вместе с братом Монте Маргаром мы выехали на его старом джипе из Глендейла во Фрезно. В полдень уже были в городе. Маргар заранее решил, как мы проведем день, пообедаем в каком-нибудь армянском ресторанчике. Но оказалось, что некоторые рестораны закрыты, другие вообще не действовали. Фрезно грустный город, армянская церковь была закрыта. Именно из этой церкви выносили тело полководца Андраника. А здесь Уильям Сароян продавал газеты. По словам Маргара, он несколько раз видел на улице Сарояна. Чуть дальше находилось здание театра им.Сарояна. Фрезно очень изменился, и от описанного Сарояном города я ничего не увидел. Маргар рассказал, как они вместе с Монте гуляли по этим местам. «Я сейчас удивляюсь, как мы босиком ходили по этому теплому асфальту»,- говорит Маргар.
Во Фрезно жарко, прохожих на улицах мало. В этом городе мы так и не нашли место, где можно было бы перекусить. Направились в сторону армянского кладбища. Маргар поведал несколько историй о похороненных здесь армянах. Потом мать Монте Забел сказала, что их семья первой обосновалась в Калифорнии.
Единственной достопримечательностью Фрезно является место, где установлен памятник Давиду Сасунскому. Он был создан скульптором Варазом Самуеляном. Во время Второй мировой войны солдат из Армении Вараз Мусаелян попал в плен, потом оказался в Америке, где и умер.
Из Фрезно отправляемся на родину Монте – в Вайселию. Это небольшой городок. В то время, когда Монте ходил в школу, здесь проживало 20 тысяч человек. Сегодня в Вайселии 125 тысяч жителей. Юность Монте прошла в этом городе. Дом, где он жил, сохранился, сегодня здесь живет его мать Забел. Ей 92 года, она с трудом ходит, но память ей не изменяет. Спустя несколько минут после нашего прихода она попросила Маргара показать мне комнату Монте.
Потом и сама присоединилась к нам и начала рассказывать о каждой из вещей, которые находились в комнате ее сына: привезенный из Японии спортивный костюм для теквондо, меч...
«Если я был с Монте, то боялся попасть в какую-нибудь историю»,- признался Маргар. Однажды Монте отправился в магазин, открыл несколько десятков бутылок кока-колы, забил карманы крышечками и пришел домой. Компания «Кока-кола» проводила акцию, и тот, кто набрал бы и представил 20 крышечек, получал велосипед.
«Монте несколько раз отправил по 20 крышечек, но так ничего и не получил, что его страшно разозлило»,- вспоминал Маргар. Потом мы пошли на берег реки, и Маргар показал мне горы и леса, где прошла их с Монте юность. Мы побывали в том месте, откуда Монте прыгнул в реку и сломал себе нос и зуб.
Ту ночь мы провели в комнате Монте. Я заснул на его кровати. До этого мы долго беседовали с Маргаром, и он рассказал о различных периодах жизни брата – Бейрут, тюрьма, лагерь палестинцев, Карабах... Это были истории, которые Маргар не включил в книгу о Монте. Лежа на кровати своего погибшего друга, я тосковал по нему...
Калифорния,
2012, май
Комментарии (10)
Написать комментарий