Заложники армянского предпринимателя из Липовцов вернулись на родину
В декабре 2012 г. позвонила Гоар Хачатрян и радостным голосом сообщила, что ее сыновья Мисак и Самвел вернулись домой. «Они сбежали, приехали в октябре,- сказала Гоар. – Но Мисак не хотел, чтобы я позвонила и сообщила вам об этом. Он боялся, что если вы напишите, то родственники Арагаца в Армении могут причинить нам вред. Поэтому позвонила вам с опозданием».
О судьбе подвергшихся трудовому траффикингу двух семьях из Гюмри «Hetq» писал в январе 2012 г. На статьи, в которых рассказывалось об эксплуатации семей Гоар Хачатрян и ее дочери Карине Хачатрян со стороны обосновавшегося в Липовцах предпринимателя Арагаца Арутюняна из Эчмиадзина, отреагировали Генпрокуратура РА и общественная организация «Надежда и помощь».
24 января 2012 г. в полиции города Гюмри были подготовлены материалы по признакам ст.132 УК РА, которые 15 февраля были переданы в управление по борьбе с траффикингом Полиции РА.
Сыновья Гоар Хачатрян – 26-летний Мисак и 16-летний Самвел – остались заложниками в Липовцах. Арагац отказывался отправить их в Армению, ссылаясь на то, что они ему задложали. Между тем Гоар была уверена, что ее сыновей эксплуатируют в качестве дешевой рабочей силы.
Благодаря усилиям откликнувшейся на статью в «Hetq» общественной организации «Надежда и помощь» сотрудники российской миграционной службы и местной полиции встретились в Липовцах с Арагацем Арутюняном. В результате тот вернул Мисаку его паспорт, и на этом вопрос посчитали исчерпанным. Липовецкая полиция отказалась возбудить уголовное дело, сославшись на отсутствие оснований. Местные власти фактически ничего не предприняли для того, чтобы признать пребывание ребят в РФ незаконным и вернуть их на родину.
Они настаивали на том, чтобы Мисак заплатил штраф за нелегальное пребывание в Липовцах, так как Арагац отказался сделать это. Затем они предложили братьям сдаться полиции, заявив, что только в этом случае организуют их возвращение в Армению. Однако ни одно из этих условий братья не могли выполнить. Во-первых, у Мисака не было денег для выплаты штрафа, во-вторых, братья боялись работодателя, который в этом поселке имел большие связи и никому не разрешал без своего ведома выходить за пределы территории хлебного завода.
«Я надеялась только на то, что моя страна поможет мне вернуть сыновей. Но я жду уже 5 месяцев, однако никто мне ничего не обещает. Мои мальчики не смогут уехать оттуда, а здесь, в ереванском управлении, говорят: как уехали, так пусть и преизжают, мы закрываем дело. Фактически наша страна не хочет помогать тем, кто оказался в беде, кто пошел на неправильный шаг»,- сказала во время беседы с нами в мае 2012 г. Гора Хачатрян.
Спустя месяц, в июне 2012 г., она сообщила нам по телефону, что ее сыновьям удалось сбежать от Арагаца, но куда они отправились, она не знает. А раздавшийся в декабре телефонный звонок принес радостную весть: Самвел и Мисак уже в родном городе.
У старшего из братьев страх преследования был настолько велик, что даже после возвращения он не разрешил матери позвонить в редакцию и сообщить об их возвращении. Мисак не захотел говорить и во время встречи с нами, он также отказался фотографироваться. Из обрывистого рассказа Самвела нам удалось выяснить, что их бегство с территории завода стало возможно благодаря помощи русской девушки Ирины. Она довезла ребят до села Преображение, где жили ее сестра и зять. Мисак и его брат познакомились с жившими там армянами, рассказали, что с ними произошло. Живший в селе предприниматель по имени Самвел решил взять их к себе на работу.
«Мисак готовил шашлык, а я клеил обои, выполнял другую работу»,- рассказал Самвел.
«Мальчики поработали, получили нормальные деньги. При приезде в Армению у них было 15 тысяч российских рублей. Еще 10 тысяч рублей этот человек остался им должен, но он выслал эти деньги сразу после приезда мальчиков в Армению. Мы очень благодарны этому человеку»,- дополнила рассказ сына Гоар.
К нашей беседе присоединилась и Карине. Оказалось, что путь из села Преображение в Гюмри не был гладким в частности для Мисака. «В московском аэропорту моего брата задержали, потому что срок визы в его паспорте истек. Милиция задержала его, порвала паспорт, а его самого выдворила с территории аэропорта. После этого Мисак отправился в армянское посольство, где действует программа «Возвращение на родину». Сотрудники посольства купили ему билет, за который он заплатил 11 тысяч из имевшихся у него 15 тысяч рублей. Так и вернулся домой»,- рассказала Карине.
30 декабря семья Хачатрянов на свои скудные средства готовилась встретить Новый год. В съемном домике Гоар Хачатрян это был самый радостный Новый год за последние два года.
«Мои сыновья вернулись, и я уже спокойна. Сейчас я знаю, что значит верить ложным обещаниям людей и в погоне за хорошей жизнью продавать свой дом и имущество. Это будет нам уроком»,- сказала напоследок Гоар Хачатрян.
Комментарии (1)
Написать комментарий