HY RU EN
Asset 3

Загрузка

Нет материалов Нет больше страниц

Не найдено ни одного докуметна по Вашему запросу

Лиана Саядян

Армения должна интернационализировать случаи, связанные с нарушением границы и пленными – Анн Луйо

Hetq.am побеседовал с Чрезвычайным и Полномочным послом Франции в Армении Анн Луйо

Госпожа посол, в последние недели во французских медиа и на политических платформах журналисты, представители интеллигенции, политические деятели выражают обеспокоенность угрозой уничтожения армян, исчезновения Армении с карты мира, говорят о необходимости действовать сегодня, поскольку завтра может быть поздно. Означает ли это, что ситуация для нашей страны катастрофическая?

Думаю, что ситуация действительно тревожная. Констатирую, что после войны 2020 года Азербайджан предпринял ряд вторжений на суверенную территорию Армении: в мае 2021 г., в ноябре 2021 г. и недавно – 13 и 14 сентября 2022 г. Что касается нас, то Франция всегда осуждала подобные вторжения на суверенную территорию Армении, и я думаю, что мы всегда проявляли активность в международных инстанциях, обращая внимание на эту крайне важную тему.

Франция, которая председательствовала в сентябре в Совете безопасности ООН, созвала два заседания СБ. Мы высказали нашу обеспокоенность остальным членам Совбеза. Подчеркну, что этому шагу в значительной степени содействовали и Соединенные Штаты, которые, разумеется, являются очень важным членом Совета безопасности ООН. Кроме того, как вы знаете, в рамках саммита Европейского политического сообщества президент Макрон пригласил на встречу президента Алиева, премьер-министра Пашиняна и, разумеется,  председателя Совета ЕС Шарля Мишеля. В ходе этой встречи было принято заявление, которое представляется мне очень важным для безопасности Армении. В нем речь идет об Алма-Атинской декларации, которая, кстати, официально признает суверенитет территории Армении, суверенитет территории Азербайджана и международный характер границы между двумя республиками. Это очень важный пункт. Кроме того, Пражское заявление подтверждает осуществление миссии ЕС, что, на мой взгляд, является очень важным шагом, который считают желательным и Франция, и ЕС. Миссия начала прибывать, часть команды, которой предстоит выполнить подготовительную работу, уже находится здесь. Как вы знаете, члены этой подготовительной миссии уже провели встречи с армянскими властями, и мы, естественно, полностью поддерживаем миссию ЕС.

Недавно советник президента Франции госпожа Изабель Дюмон и сопредседатель Минской группы, специальный посланник по вопросам Южного Кавказа г-н Брис Рокфей посетили Ереван и Баку, чтобы содействовать выполнению принятых в Праге решений.

Так что мы считаем, что нарушение территориальной целостности Республики Армения – это серьезная тема, и мы, да, действуем, чтобы гарантировать безопасность Армении на всех международных платформах, частью которых являемся. Это, в частности, Совет безопасности ООН и Евросоюз.

Может ли эта миссия предотвратить азербайджанскую агрессию против Армении? Каковы ее функции? Как может миссия содействовать восстановлению суверенитета Армении?

Для получения более подробной информации по этим вопросам я советую обратиться в делегацию ЕС, поскольку это не французская миссия, а миссия ЕС, которую мы поддерживаем. Думаю, что делегация ЕС в Армении, а также Шарль Мишель и Жозеп Борель очень четко разъяснили ее мандат. Напомню, что миссия, по их словам, ставит перед собой несколько целей. Во-первых, способствовать укреплению доверия между двумя странами, во-вторых, способствовать восстановлению безопасности на границе и, наконец, оказывать содействие работе комиссии по вопросам делимитации границы. Иными словами, зафиксировать ситуацию на границе в плане территориального суверенитета. Что касается того, как конкретно будет выполняться эта работа, то я советую уточнить эти вопросы у представителей ЕС.

С мая прошлого года, когда Азербайджан вторгся на территорию Армении, Франция и ЕС выступили с осуждением и призвали Азербайджан отвести свои войска на исходные позиции. Если Азербайджан не отведет свои войска, введут ли Франция и ЕС санкции против этой страны, как это было сделано против вторгшейся на территорию Украины России?

Я думаю, что создание вышеуказанной миссии уже является очень важным шагом. Эта гражданская миссия позволит установить конкретную ситуацию на границах, что, на мой взгляд, является очень важным пунктом. После фиксирования этой ситуации мы посмотрим, как можно использовать информацию, собранную миссией ЕС, в отношениях с Азербайджаном. Но давайте не будем забегать вперед. Прежде всего необходимо, чтобы миссия  могла действовать, собрать существенные сведения о реальной ситуации на границе. И когда мы получим сведения, собранные беспристрастной миссией, то уже на основе этой информации посмотрим, каким будет следующей этап.

Президент Макрон неоднократно заявлял, что вопрос Нагорного Карабаха не решен, но с другой стороны на уровне министров иностранных дел было сказано, что Франция не признает независимость Арцаха. Каким видит решение вопроса Арцаха Франция, которая на протяжении 30 лет была сопредседателем Минской группы?

Франция всегда осуществляла деятельность в рамках Минской группы и готова возобновить ее. В настоящее время условия неблагоприятны, однако Франция продолжает проявлять интерес к ситуации. Совсем недавно, на минувшей неделе, сопредседатель МГ ОБСЕ и спецпосланник по вопросам Южного Кавказа Брис Рокфей находился в Ереване, что свидетельствует о том, что мы продолжаем проявлять беспокойство и интерес к этой проблеме. Нашим приоритетом, разумеется, остается безопасность жителей этого региона, и мы хотим, чтобы они могли реализовать свои права и имели гарантии безопасности. Мы думаем над этим вместе с другими странами, которые привлечены к решению этого очень важного вопроса. И мы продолжаем вести диалог с армянскими властями по данному вопросу. Больше ничего не могу сказать, так как данный вопрос находится в сфере ответственности посла Бриса Рокфе.

Видите ли Вы возможность сотрудничества с остальными членами Минской группы, в частности с Россией, учитывая адресованные недавно этой стране обвинения президента Франции Эммануэля Макрона в том, что Россия сыграла отрицательную роль в войне 2020 года?

Я только что сказала, что если речь идет о мире и стабильности, то Франция всегда готова к диалогу. А этот вопрос Вы можете задать России.

Какие рычаги использует ЕС для возвращения находящихся в Баку армянских военнопленных?

Эта тема поднимается каждый раз, когда мы организуем встречи с руководителями двух стран, то есть с президентом Алиевым и премьер-министром Пашиняном. Кстати, освобождение некоторых военнопленных становилось возможным в результате диалога, организованного на уровне ЕС или Парижем. В прошлом году пленные периодически освобождались, в этом году также – в результате состоявшейся в Париже встречи. То есть мы продолжаем диалог, которому уделяем большое внимание. Мы действительно считаем, что Азербайджан должен освободить все еще находящихся в этой стране армянских военнопленных и других удерживаемых лиц и продолжаем наши шаги в этом направлении вместе со всеми другими акторами, в частности с Евросоюзом, который также преследует эту цель, как и Международный Комитет Красного Креста, осуществляющий активную деятельность по возвращению военнопленных. Поэтому могу сказать, что в этом плане мы продолжаем проявлять активность.

Вы оптимистично настроены в этом вопросе?

Мы продолжаем диалог, ничего больше сказать не могу. Я непосредственно не слежу за этим вопросом, но могу сказать, что мы не теряем надежды. И мы констатируем, что в плане освобождения военнопленных имели место проявления доброй воли. Естественно, мы хотим, чтобы это происходило чаще и касалось  большего числа военнопленных. Однако нужно отметить, что пленные возвращались, а это значит, что диалог может давать результат. 

Франция была потрясена видео расстрела армянских пленных, которое появилось в Сети в начале октября. Официальный Париж потребовал провести расследование. Возможно ли проведение беспристрастного расследования в Азербайджане?

Не мне высказывать мнение о том, что происходит в Азербайджане. Я посол Франции в Ереване, поэтому не стану высказывать мнение о правительстве Азербайджана или о том, что происходит в этой стране. Однако могу сказать, что возможно проведение международного расследования. Кстати, это был выбор властей Армении и в частности Защитника прав человека, представившего этот случай международным организациям, что мы считаем правильным шагом. Мы считаем, что эту ситуацию необходимо представить осуществляющим независимое расследование международным инстанциям, которые выяснят, имело ли место в этом случае военное преступление или нет. Думаю, в целом это касается также границ и других вопросов. Необходимо интернационализировать эти вопросы, которые, разумеется, являются очень серьезными. И это лучший способ найти решения.

Есть ли подвижки в вопросе отправки в Арцах миссии ЮНЕСКО с целью принятия мер по сохранению армянского культурного наследия на захваченных Азербайджаном территориях? Как известно, Азербайджан продолжает препятствовать визиту этой миссии.

Франция продолжает в значительной мере участвовать и проявлять готовность в этом вопросе. ЮНЕСКО – международная организация, а значит, миссия должна быть установлена по ее правилам. Мы очень положительно расцениваем эту миссию, которая посетит обе страны, что, несомненно, станет наиболее справедливой формой деятельности. Вот все, что я могу сказать. Это решение должно быть принято международной организацией и на основе консенсуса ее членов. Что касается Франции, то мы, разумеется, весьма положительно настроены в вопросе посещения этой миссией обеих стран.

Когда Франция заявляет, что она рядом с Арменией, то армянский народ, помимо политической и дипломатической помощи, ожидает также военного сотрудничества. Намечается ли оказание военной помощи или сотрудничество в этой сфере?

В оборонной сфере между Арменией и Францией уже установлено сотрудничество в частности в вопросе стажировки. От правительства Армении поступила просьба углубить и расширить это сотрудничество, в связи с чем министр обороны Армении посетил Францию. И я надеюсь, что это приведет к расширению диалога между двумя министерствами.

Вы были назначены послом в Армении в конце августа 2021 г. Что можете сказать о результатах Вашей дипломатической службы в нашей стране за этот год?

Для французского дипломата это особое назначение, не похожее на назначение ни в одну другую страну, поскольку здесь Франция всегда воспринимается очень доброжелательно. В Армении меня очень хорошо принимали как власти – и центральные, и местные, так и простые люди в школах, культурных заведениях, на предприятиях. Меня повсюду принимали очень тепло, с армянским гостеприимством, что лишний раз свидетельствует об отношениях Армении с Францией. Этот год ознаменовался также отличными двусторонними отношениями. Однако для Армении год был также полон вызовов в сфере безопасности, в частности в плане последствий украинской войны, которые явно чувствуются здесь и способствуют нагнетанию ситуации в регионе. Я сосредоточена на вызовах в сфере безопасности, хотя президент Франции не очень нуждается в присутствии здесь своего посла, поскольку лично внимательно следит за всем, что происходит здесь и всегда хочет помочь Армении в ее усилиях по установлению мира. Третье, что мне бросилось в глаза за год своей службы, это жизнеспособность армянского народа. Этому народу удалось выстоять тысячелетия, несмотря на те страдания, которые ему пришлось пережить за свою историю. Это тот народ, язык, культура и личные качества которого позволяют ему преодолевать огромные трудности в истории. И я убеждена, что Армения выстоит. И выстоит как друг Франции.

Кстати, историки проводят параллели с ситуацией в начале 20-го века и ситуацией, создавшейся сегодня.

Действительно, произошло своего рода землетрясение. Происходит новое проектирование геополитической ситуации, что представляет опасность для стабильности в регионе и мире. Правда, это большое геополитическое потрясение оказывает особое влияние на этот регион, что, несомненно, может напоминать ситуацию 30-х годов (1930-х гг. – Ред.). Надеюсь, ответственные лица проявят достаточно здравого смысла, чтобы эта нестабильность не перешла определенные границы, что может стать катастрофой для мира и в частности для этого региона.

И в заключение: что с точки зрения реальной политики означает быть рядом с Арменией?

Все то, о чем я уже сказала: укреплять двусторонние отношения, способствовать стабильности и развитию региона везде, где мы можем (имею в виду в международных структурах), действовать во имя улучшения безопасности Армении.

Фото: Ани Саргсян

Написать комментарий

Комментарии, написанные на латыни, не будут опубликованы редакцией.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter